13.03.2024

Притча о совести. Мудрые и короткие притчи


Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:

— Что тебе надо, Совесть?

А она тихонько говорила.

— А что ты сегодня сделал?

— Я? Да ничего такого я не делал…

— А ты подумай.

— А… Ну разве что…

И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

— Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

— Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!

Испугались богатые:

— Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

Испугались и бедные:

— А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?

Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

— Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:

— Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

— Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?

Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

— Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

— Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

— Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

— А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. — Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!

Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:

— Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы — по закону.

Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

— Почему меня никто слушать не хочет?

А они смеются в ответ:

— Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

— Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!

— Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она. — Я Совесть!

— А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

— Да какая я развратница?! — удивилась она. — Я Совесть!

Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

— Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.

Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

— Совести у вас нету!

Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

— Значит, есть, если мы её под замком держим!

И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать».

Притча из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV».

– Я беден и слаб, – сказал как-то учитель своим ученикам, – но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг – найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

– Что делать нам? – спросили ученики. – Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

– Дети мои, - сказал учитель, – есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

– Мы молоды, - ответили ученики, – мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

– Вы сильны, – ответил учитель, – для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

– Отправимся прямо сейчас! – загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

– Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

– Прости, учитель! – ответил юноша. – Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

– Почему невыполнимо?

– Да ведь нет такого места, где никто не увидит, – ответил ученик. – Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

Притча о Совести

Жил-был человек, хорошо себе жил, благополучно жил, вопросами высокими не рушил себя. А тут какой-то прохожий возьми и скажи ему: «Совесть ты потерял!» - «Совесть? А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её… А какая она - эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать. Бродил, бродил, раз видит - человек на дороге лежит, грязный, израненный, окровавленный - смотреть страшно… Все мимо него спешат - подойти боятся. А искатель этот остановился - как человека на смерть оставить? Поднял его, раны его омыл, на себе понёс… Так он и нашёл свою совесть, грязную, окровавленную, измученную…

Притча о Правде

Жил-был мудрец-правдолюбец, доброй души и больших знаний человек. Вот, только правды своей отыскать не мог… И пошёл он искать её по свету. Шёл-шёл, шёл-шёл, и преградила ему путь глубокая пропасть. Смотрит он, а в пропасти люди сидят, выбраться не могут, и каждый свою правду выкрикивает. Стоит мудрец сверху и слушает, что ему из пропасти кричат. И всё-то ему таким правильным, таким справедливым кажется, аж до слёз пробрало! «Батюшки, - говорит, - вот, она, правда-то!» И радостно шагнул в пропасть. И все люди вдруг исчезли. Их там и не было вовсе, а были лишь миражи… А мудрец, поверивший им, разбился и погиб, а правды так и не нашёл.

Притча о Счастье

Жило-было счастье. Ходило оно по добрым людям, точно зная, к кому надо зайти, а к кому не стоит. Однажды в бурю зашло оно к одному человеку, а утром хотело дальше идти, а человек позавидовал, что оно ещё к кому-то придёт, и ослепил его! Так стало счастье слепым! И ходит слепое счастье по свету и уже не знает, где добрые люди, где злые, а потому часто заходит к последним, а многие, встречая, не узнают его в его горькой личине и мимо спешат! Таково счастье!

Притча о Справедливости

Стоял на земле некий город. Жили в нём люди. Всякий по-своему жил, сообразно со своим устройством. Каждый своим делом занимался, одни удачливее, другие менее удачно… Каждый своему Богу молился… И всё путём шло. Но однажды в город пришла справедливость… Я Справедливость, - сказала она, - а потому всё должно быть так, как я скажу! То есть справедливо! Так она сказала каждому человеку, и каждый получил свою транскрипцию справедливости, и люди восстали друг на друга, и пролились реки крови. А потом на центральной площади возвели статую справедливости, а перед ней поставили гильотину, чтобы рубить головы всякому, кто нарушит её догматы… И не было со дня творения другого идола, которому приносились бы столь многочисленные человеческие жертвы, как идолу по имени Справедливость…

(Пьеса "Восход")

Тема: Долг и совесть. Цели: 1. Сформировать представление о понятиях долг и совесть как моральных категориях. 2. Способствовать развитию критического мышления, развитию логического мышления и коммуникативных действий. 3. Продолжить развитие навыков работы в группе. План изучения новой темы: 1. Долг. 2. Совесть. Во время урока учащиеся работают по группам. Стадия Вызов Учитель начинает урок с притчи "Бабочка": - Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил: - Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках... Вопросы учащимся: - Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки). - Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить) Как поступить - это моральный выбор мальчика, вот о моральных категориях мы и пролжим с вами разговор. Для того, чтобы определить из название, продолжите фразы. 1. Служение Родине - это ________ каждого человека. 2. Совершая плохой поступок многих, начинает мучить _____________. Правильно речь пойдёт о долге и совести. Записываем тему в тетрадь. У вас на столах лежит таблица: ЗнаемХотим узнатьУзнали Заполните первые две колонки таблицы. Стадия Осмысление Люди верующие считают долг искрой Божьей, Бог вместе с разумом и голосом совести одарил им человека. Есть ученые, которые утверждают, что моральный долг- это врожденный закон или общественный инстинкт. Другие утверждают, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории На основе первой колонки выполняем задание: Понятийное колесо. Необходимо подобрать ассоциации к слову Долг. Долг = обязанность + ответственность (запись в тетрадь) перед другими людьми, Отечеством и т.д. Долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Вся наша жизнь заполнена нашими отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность, т.е. независимые от нашего личного желания. Иначе мы не сможем жить в обществе. * Исполнять установленные в обществе моральные нормы; * Говорить правду - норма добродетельного человека; * Уважать других людей и их права; * Бескорыстная помощь другим людям; * Моральной обязанностью является благодарность; * Моральная обязанность родителей - заботится о детях; * Долг заботится о больных и пожилых людях; Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Задание: прочитайте текст на стр. 47-48 используя приём инсерт: "V" - уже знал "+" - новое "?" - есть вопросы и составить кластер со словом Долг: После составления каждая группа называет вопросы, которые возникли при чтении текста и показывает кластер с примерами. Обращаем внимание на разные проявления долга: профессиональный, патриотизм, долг перед родителями. 2. Теперь перейдём ко второй категории: Так что же такое "совесть"? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма. Афоризмы: 1. Совесть - это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми - единственно доступный путь каждого человека и всего общества. М. А. Савицкий 2. Честь - это внешняя совесть. Совесть - это внутренняя честь. Шопенгауэр 3. Совесть - это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев 4. Я полагаю, что совесть - это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм 5. Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак 6. Совесть - это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен 7. Самое лучшее украшение - чистая совесть. Цицерон Ребята работают в группах. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это- выписывают самые главные на их взгляд слова. - Я вам предлагаю понятие "совесть", приведенное в философском словаре. Совесть - это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение. - Как вы видите. Это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др. - Прочитайте исторический факт о Януше Кочаке на стр.49 - Поступок Корчака- это проявление долга или совести? - Так как соотносятся эти понятия? Может ли быть одно без другого? Диаграмма Венна Анализ притчи: Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его: -Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь свое богатство. У тебя ничего особенного не видно. - Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты - ответил мастер. - Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я не слышал, чтобы ты кому- нибудь давал в долг - возразил сосед. - Если я даю деньги родителям, то считаю. Что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю. Что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся. То разве не возратят они нам долга? О каком долге идёт речь? Притча о совести Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель. - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи! - Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором! - Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе. - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошелек у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда. - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал: - Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя. - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания. - Почему невыполнимо? Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим. От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика - В чём смысл этой притчи? Рефлексия: Задания группам 1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова "А, Б, В, Г, Д..." есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: "Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять". Володя возмущается и заявляет в ответ: "Должен, должен... Никому я ничего не должен!" выскажите свою оценку столкнувшихся позиций. 2. Объясните, как вы понимаете смысл выражений "муки совести", "угрызения совести", "нечистая совесть", "спокойная совесть". 3. Французский философ 16 в. М. Монтень так писал о совести: "Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием". Раскройте смысл слов известного философа. 4. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясните почему. В конце урока возвращаемся к таблице и заполняем третью колонку. Высказывается каждая группа о новом, что они узнали. 1. Используется методика "Незаконченные предложения: - "Сегодня на уроке мне удалось..."; - "Моральный долг..."; - "На мой взгляд, совесть - это..."; - "Самым интересным для меня на уроке было..."; - "Я думаю, что долг..."; - "Благодаря совести...". Закончить урок мне хотелось бы словами Булата Окуджавы: Совесть. Благородство, Долг, достоинство - Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь. За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек. На слайде порхающая бабочка - Помните, ребята, все в ваших руках. Домашнее задание: П.6 читать 1. Составить тонкие и толстые вопросы


Встретились однажды две совести: совесть праведного человека и совесть подлеца.
- Как живёшь? - спросила первая.
- Не спрашивай, - ответила вторая и заплакала, - не живу я, а мучаюсь. Мой хозяин стыд совсем потерял. Только о себе он думает, никто и ничего его не интересует. Каждого норовит обидеть, унизить, а о том, чтобы помочь кому - то в беде, и речи быть не может.
- А пробовала ты достучаться до его сердца?
- Конечно! По разному пробовала: я ему книги - - подсовывала, и людей к нему честных и добрых посылала. И всё напрасно. Знаешь, мне особенно обидно, когда ему говорят, что нет у него совести.
- А знаешь ты, что ему дороже всего?
- Тщеславен он. Он всегда хочет быть умнее всех, красивее всех и богаче всех.
- Я помогу тебе. Я знаю, что надо делать.
Пошептались совести и разошлись: каждая пошла к своему хозяину.

Утром следующего дня проснулся подлец и подумал:
- Ох и надоела мне моя жена.
- Как это надоела? - услышал он голос жены.
- Я разве что - то сказал? - удивился муж. - И как эта старая корова узнала, о чём я подумал?!
- Это я старая корова?! - отозвалась жена.

Подлец ничего не понимал. У него разболелась голова, он не мог себя заставить пойти на работу. Подлец позвонил начальнику:

Доброе утро, - ласковым голосом начал он, а про себя подумал - Хотя бы скорее этот старый пень отправился на пенсию. Засиделся в кресле, как кролик в норе!
- Что-о-о? Я тебе покажу кролика! Ты уволен! - крикнул начальник и бросил трубку.

Подлец весь день места себе не находил, не в силах понять, как это окружающие слышат его мысли. Но главное было в том, что он не знал, как изменить свои мысли. И решил он, что не надо вообще думать. Это оказалось невозможным. Он всю жизнь говорил одно, а думал другое, а ему верили, его уважали и даже любили. И вдруг такое!

Подлец попробовал думать иначе, но это оказалось трудной задачей. Ведь всю жизнь он коллегам желал неудач, приятелям - бедности, соседям - болезнь, брату - одиночества. О думал о взятках, о чужой жене, завидовал успешным людям, хитрил и лгал, добиваясь своего. А теперь все обо всём узнают. Так и случилось.

И он всё чаще слышал:
- Бессовестный ты человек. Совсем совесть потерял!
- О чём они говорят?! О какой совести? Где её взять? - терзался подлец.
Все отвернулись от него. Он потерял аппетит, похудел, лишился сна.

Нужно найти эту совесть, - говорил он себе. - Но где она?
- Я никуда не уходила. Я всегда была рядом, но ты не замечал меня. Я стучалась в твоё сердце, но оно было закрыто. Ты не хотел жить со мной в ладу, по совести. А теперь ты почувствовал, как страдали люди от того, что ты делал?
- Я не знаю, что значит жить по совести.
- Начни с того, что желай людям то, что ты пожелал бы себе. Когда изменишься, поговорим. А пока я ухожу.
- Подожди, что значит «изменишься»? В чём? В , причёске? А, может машину другую купить? Объясни, не уходи!
- Ты изменишься тогда, когда испытаешь на себе всё, что творил с другими.
- Нет у меня выбора: надо или измениться, или умереть.

Всё, от чего страдали люди по его вине, бумерангом вернулось . Подлец испытал на себе коварство, предательство, обиды, унижения, издевательства. И научился он помогать, жалеть, сочувствовать, отдавать.

Прошло время и подлец стал терпеливым, дружелюбным, . Появились друзья. Вернулось уважение.
Снова встретились две совести.
- Как живёшь? - спросила совесть праведника.
- Как видишь, хорошо! - ответила совесть бывшего подлеца.
Совести загадочно улыбнулись и направились каждая к своему человеку.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost