12.03.2024

Бог Марс. Древний бог войны



АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.


МАРС (Mars), Ма ворс, Ма рспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам , обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус ; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955.

Е .М . Штаерман

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 119-120.

Марс - один из самых почитаемых римских богов, в битвах его сопровождали боги-спутники Паллор и Павор («Бледность» и «Ужас»). В древности Марса почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Его именем назван первый месяц весны - март. Женой Марса была богиня Нериена , а Марса считали отцом Ромула и Рема, основателей города Рима. Их родила ему весталка Рея Сильвия , дочь царя Нумитора . Римляне поэтому считали, что Марс их любит больше, чем другой народ, и даёт им победы в их частых войнах. В знак своей благосклонности он сбросил им с неба собственный щит, который должен был охранять Рим. В древности было изготовлено много копий этого щита, жрецы носили их в торжественных процессиях по городу во время празднования дня рождения Марса - 1 марта. Однако самым важным праздником в честь Марса была так называемая «суоветаврилия», которая проходила раз в пять лет. Торжества проходили на Марсовом поле, где были в боевом порядке выстроены римляне. По полю трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву. Этим римский народ очищал себя от грехов и заручался на будущее помощью и защитой Марса. В честь Марса в Риме было сооружено несколько храмов. Самый древний из них, где проводили военные смотры, собрания и решались вопросы объявления войны, находился на Марсовом поле. Именем Марса названа одноимённая планета. До настоящего времени Марс остаётся символом войны.
Марс входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер , Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. Ill 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь , бык , волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к М., как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула , Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т. к. вооружейное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. dell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к М. (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене , первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н. э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т. е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т. д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о М. как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

МАРС (бог войны) МАРС (бог войны)

МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)) , Марс, Квирин (см. КВИРИН) ). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а также позднее и войны.
Ему был посвящен месяц март - первый месяц древнего италийского календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, животные: волк, конь, бык, дятел (они вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений; обряд «священной весны»). Марс - очистительный бог, бог люстраций (см. ЛЮСТРАЦИИ (обряды)) : к нему взывал земледелец о плодородии угодий, семьи, скота и рабов, арвальские братья (см. АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ) при обряде люстраций Рима, вооруженные граждане Рима, собиравшиеся на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)) (здесь, вне городских стен был храм Марса, так как вооруженное войско в городской черте не должно было появляться). В жертву Марсу в лесу приносился бык (поэтому он иногда отождествлялся с Сильваном (см. СИЛЬВАН) , которому приносились такие же жертвы). Марс считался отцом Ромула (см. РОМУЛ) и Рема (см. РЕМ (в Риме)) - основателей Рима, поэтому он почитался как хранитель города. Марсово копье находилось в жилище древних царей - регии, там же помещались двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба, а остальные щиты были точной копией, изготовленной по приказу царя Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ) , чтобы гипотетический злоумышленник не мог распознать и повредить подлинный. Копьем и щитом Марса потрясал полководец, уходя на войну, взывая к божеству. Хранителем этих реликвий была коллегия салиев (см. САЛИИ) . Когда военные действия заканчивались, устраивались конные состязания, и в жертву Марсу приносился конь из победившей квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода ее помещали либо в регии, либо на башне Мамилия в Субуре, украсив спелыми колосьями. Кровь коня собиралась и сохранялась в регии и в храме Весты (см. ВЕСТА (в мифологии)) : считалось, что она имеет очистительную силу.
В позднейший период функции Марса как бога-хранителя общины Рима, отошли на второй план, он стал считаться тождественным греческому Аресу (см. АРЕС) , однако в основном в римской поэзии, которая активно разрабатывала греческие сюжеты об Аресе, Гефесте и Венере. С Марсом же отождествлялись и главные боги племен, с которыми сталкивались римляне, давая местным богам имя Марса с добавлением местных эпитетов (например, Марс Тингс у германцев на Рейне). Император Август (см. АВГУСТ (император)) поместил храм Марса-мстителя в центре форума в благодарность за победу над убийцами Цезаря.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МАРС (бог войны)" в других словарях:

    Боги войны эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. Почтовая марка СССР 1945 года Артиллерия бог войны! Содержание 1 Мифологический сюжет … Википедия

    Статуя бога войны Марса (Бранденбургские ворота, Берлин) Марс(Маворс, Мармар, Марспитер, лат. Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs). В римской мифолигии Марс один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально… … Википедия

    БОГ ВОЙНЫ - Памятник А. В. Суворову. Скульптор М. И. Козловский изобразил полководца в античных одеждах, в виде бога войны Марса. Ср.: МАРС РОССИЙСКИЙ, ПАМЯТНИК ДИКАРЮ БЕЗ ШТАНОВ, ПАМЯТНИК ТРЕХ РУБЛЕЙ … Словарь Петербуржца

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (

Марс

Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон( , Марс и ).

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов , а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима.

Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя , а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу; самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.

Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с и . Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва, а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

Священными животными Марса считались волк и дятел.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost