02.02.2024

Теория происхождения российского государства. Основные теории происхождения русского государства Теория происхождения российского государства


ЛЕКЦИЯ 1. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX - НАЧ. XIII ВВ.)

И.С. БАШЕНЬКИНА

Период существования Древнерусского государства охватывает более трех веков истории восточнославянских народов, в течение которых был заложен фундамент их дальнейшего развития. Многообразные политические, династические и торговые отношения связывали Русь с государствами Западной и Северной Европы, Византией и славянским миром, с Ближним и Средним Востоком. Древняя Русь развила самобытный политический строй, отстояла свои границы от агрессии, создала оригинальную культуру, отразившуюся в древнерусской архитектуре, живописи, скульптуре, фольклоре, литературе, прикладном искусстве, мировосприятии и идеологии. Особо отметим, что географическое положение сделало территорию древнерусского государства “зоной встречи цивилизаций” Азии и Европы, Востока и Запада. Это во многом определило историческую судьбу России и особенности российского менталитета.

Образование

Древнерусского государства

На рубеже VIII - IX вв. европейский континент представлял собой неоднородную агломерацию государств и этносов. Римское наследие было разделено между тремя великими империями средневековья: Франкской, Ромейской (Византия) и Арабскими халифатами. Внешняя граница империй проходила с севера на юг: по Эльбе, верховьям Дуная, Балканам. К востоку и северу от нее жили бесчисленные языческие народы, называемые по античной традиции “варварами”.

На севере - скандинавы (норманны, викинги, варяги). Из Скандинавии вышли и расселились по всей Европе готы, вандалы и другие германские племена. С конца VIII по середину XI вв. норманны постоянно совершали военные походы и завоевания. Они действовали на огромной территории: завоевали Англию, Ирландию, Нормандию, Сицилию, грабили побережье Испании, Италии, первыми из европейцев в конце X в. добрались до Северной Америки.

На обширных территориях Средней и Восточной Европы расселялись славяне. Недолгое время они входили в государственные образования, основанные кочевниками: аварский каганат (разгромлен франками), болгарское ханство (ставшее славянским царством). В начале IX в. было создано первое славянское государство Великая Моравия (на территории современных Чехии и Словакии). Соседями славян с севера и северо-востока были летто-литовские (балтийские) и финно-угорские народы, позже частично включившиеся в процесс формирования древнерусского этноса.

На юге и юго-востоке жили тюрки, образовавшие в степях Евразии несколько могущественных каганатов. Наибольшее влияние имели Хазарский каганат и Волжская Булгария, охватившая своим влиянием территорию Поволжья, Приуралья и Прикамья.

Именно в эту эпоху исчезали этнические массивы и государства древности, начиналась история современных европейских народов и государств:

· VIII в. - создано Датское королевство;

· 829 г. - объединение англосаксонских королевств в королевство Англия;

· 843 г. - распад империи Карла Великого, выделение Франции, Германских государств;

· 855 г. - образование королевств Италия, Прованс, Лотарингия;

· к. IX - нач. X в. - образование Чешского государства,

· 960 г. - Польского;

· к. IX в. - начало процесса образования Норвежского королевства;

· около 1000 г. - Венгерского королевства;

· XI в. - создание королевства Швеция.

Создание Древнерусского государства (862 г.) являлось частью процесса формирования европейской культурно-политической общности.

Первые сведения о важнейшем политическом событии: провозглашении на рубеже 830 - 840-х гг. нового государства - Руси сообщают два независимых друг от друга источника: “Бертинские анналы” (западноевропейские хроники IX в.) и “Повесть временных лет” (ПВЛ - русская летопись XII в.).

“Бертинские анналы” фиксируют в 838/39 гг. прибытие посольства “русов” к византийскому императору Феофилу, которые говорили, что их народ зовут “Рос”, и царь их по имени Хакан отправил к нему “дружбы ради”. ПВЛ: “ Въ лето 6360 (842 г.) ... начася прозывати Русская земля”. Итак, создано государство “Русская земля” , глава его принял титул “хакан” (что уравновешивало его с главой соседского Хазарского каганата), и это государство стремилось заручиться поддержкой Византии.

Источники зафиксировали основные этапы процесса создания нового государства. К середине IX в. сформировались союзы восточнославянских племен с центрами в Ладоге, Белоозере, Новгороде, Изборске, Ростове, Полоцке, Смоленске, Киеве. Данники Руси были или втянуты в процесс формирования древнерусского этноса (чудь, меря, весь, мурома), или политически от нее зависели (пермь, печора и другие).

862 г. - на севере, в Новгороде зафиксированы конфликты, происходит изгнание варягов, а через некоторое время - “призвание варягов” во главе с князем Рюриком.

В 882 г. - новгородский князь Олег во главе многочисленного войска совершает поход на юг, продвигаясь по Днепровскому пути, и завоевывает города Смоленск, Любеч, Киев. Столица княжения была перенесена в Киев. Вскоре после этого Олег покорил древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, приведя их “под руку Киева”. В это же время произошла заметная переориентация всех политических, экономических и религиозных интересов в сторону Византии и Восточного Средиземноморья, где некогда зародилось и само понятие “Европа”, и европейская цивилизация. Подчинение славянских племен центральной власти продолжали князья Игорь, Ольга и Святослав. Постепенно местные княжения были ликвидированы (князь Святослав первый принял титул “великого князя”), и к концу X - началу XI вв. (князья Владимир Святославович и Ярослав Мудрый) была сформирована территория Киевской Руси, обозначились ее границы, поддерживалось хоть непрочное, но единство, стабилизировались отношения с соседями (карелами, балтами, Польшей, Венгрией, Болгарией, создана оборонная система крепостей от кочевников на юге). Русь становится одной из крупнейших и сильнейших держав Европы.

Норманнская проблема в отечественной историографии – это проблема реального участия и роли варягов в создании и развитии древнерусского государства или славяно - скандинавских связей. Начало дискуссии по норманнскому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями работавших в России немецких ученых Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера, А.Л.Шлецера. На основании летописных и других источников, они впервые сделали вывод о том, что название “Русь” и великокняжеская династия Рюриковичей - скандинавского происхождения, и само государство было создано ими. В условиях “бироновщины” подобные выводы были восприняты как обоснование теории норманнского завоевания славян, неспособности последних к созданию своей государственности. Это, в частности, вызвало резко отрицательную оценку М.В. Ломоносова. В к. XVIII - XIX вв. политическая острота дискуссий стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г., и в честь этой даты в Новгороде был торжественно открыт памятник. Но противостояние норманистов и антинорманистов все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 30-40-е годы нашего века в силу чисто политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт о призвании варягов для обоснования превосходства “арийской расы”, а также после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с “космополитизмом” и преклонением перед “иностранщиной”. В результате был возрожден “вульгарный” антинорманизм - он становится генеральной линией советской историографии. То есть, чисто научная и даже второстепенная для выяснения генезиса государственности проблема о происхождении названия “Русь” и правящей династии, активно использовалась для целей, очень далеких от науки. Современными исследователями решается задача преодоления этого непростого наследия, возвращения дискуссии в пределы науки, выработки взвешенных и обоснованных ответов на поставленные вопросы.

Изложим наиболее важные аспекты современной норманнской проблемы.

Концепция колонизации Руси скандинавами, “норманнского завоевания” противоречит известному археологическому и историческому материалу. Он свидетельствует о зарождении контактов славян и скандинавов около середины VIII в. В северной Руси в это время уже существуют особые типы полиэтничных и полифункциональных поселений, где изначально вместе живут славяне, финны, балты, скандинавы. Примерами таких поселений могут служить Ладога, Новгород, Белоозеро.

Вторая половина VIII - середина IX вв. - решающее время в прокладывании и освоении водных военно-торговых путей международного значения, вокруг которых складывалась территория Древнерусского государства. Наиболее важные из них - Великий Волжский путь и Великий Днепровский путь. Волжский путь (“серебряный мост” или “из варяг в арабы”) вел из Балтийского моря на Волгу, а затем через Каспий к странам Ближнего и Среднего Востока, Арабским халифатам. Днепровский путь (“из варяг в греки”) - из Балтики в Черное море, к Византии, которая являлась крупнейшим центром международной торговли. Эти торговые пути активно прокладывают с одной стороны - арабы, а с другой - варяги, прирожденные корабельщики, воины и торговцы. Северная Русь, осваивая водные пути, начинает продвижение к югу, а завоевание Любеча, Смоленска, Киева (882 г.) позволило установить контроль над Днепровским путем.

Международная торговля , видимо, сыграла в объединении восточно-славянских земель куда большее значение, чем развитие зернового хозяйства и городских ремесел. Для нормального функционирования и обеспечения защищенности торговых путей необходима была организующая военная сила: это поясняет характер взаимоотношений славян и скандинавов. Русь специализировалась на торговле пушниной, рабами, воском, медом и др. А завозилось монетное серебро, ткани, каменные и стеклянные бусы, благовония, пряности, вино, оливковое масло, сушеные фрукты, оружие.

Центральным со времени возникновения норманнской проблемы был вопрос о происхождении этнонима “русь”. Версий высказано много, однако более веские доказательства, на наш взгляд, собраны по следующей: этноним “русь” происходит из скандинавского слова, воспринятого славянами через финское “ROOTS, RUOTSI”, что означало – “шведы”. “Русью” славяне первоначально называли именно норманнов. Русью был и Рюрик с дружиной, и другие пришельцы из Скандинавии. Но поскольку они навсегда связали свою судьбу с местным населением, дали начало великокняжеской династии, имя “русь” закрепилось. Этническое содержание слова постепенно сменяется социальным (т.е. русью называли князей, их воинов-дружинников, купцов), а затем стало названием всего государства и его народа. Это произошло, когда, по сообщению летописи (830 - 40-е гг.), и варяги, и славяне, и прочие “прозвашася русью”. Так в IX в. была определена двойная природа Русского государства: славянского в своей основе и, одновременно, изначально полиэтничного. Варяги-русь, наряду с отдельными группами финнов, балтов, тюрков, также являются предками славянского в основе древнерусского этноса, сыграв особую роль в формировании его военно-торговой аристократии.

Вероятно, к концу X в. процесс ассимиляции варягов славянами был закончен, прекращается употребление шведского языка, скандинавские имена сохраняются, но не преобладают. В великокняжеской династии все первые князья носили скандинавские имена: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Но уже сын Ольги (сер. X в.) носит звучное славянское имя Святослав, а далее Ярополк, Владимир, Мстислав, Судислав, Ярослав, Святополк... Процесс ассимиляции варягов ярко иллюстрируется первыми договорами Руси с Византией. В договоре князя Олега 912 г. читаем: “Мы от рода русского: Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Руалд, Фрелав, Руар, Гуды, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид...” Спустя 33 года, в договоре князя Игоря, преобладают уже, бесспорно, славянские имена: Святослав, Володислав, Предислав, Борич, Синко...

Отметим, что для мировой истории подобное происхождение этнонима не является исключительным. Аналогий множество. Так, в IV -VI вв. германские племена франков завоевали Галлию и оставили Франции свое имя и правящую династию; тюрки болгары, вторгшиеся в VII в. на территорию южных славян, дали название славянскому царству и основали его правящую династию.

Из других версий происхождения этнонима отметим получившую наибольшее распространение: он выводится из географических названий Среднего Поднепровья с корнем “-рос-“ (р. Рось, оз. Россава). Однако она не подтверждается данными филологов. По их мнению, связать названия “рось” и “русь” лингвистически невозможно (“о” не переходит в “у” по законам развития древнерусского языка), а названия с корнем “-рус-” в этом регионе имеют более позднее, вторичное происхождение.

В VIII - IX вв. славяне и варяги находились на одной стадии общественного развития: распада родоплеменного строя и перехода к классовому обществу;варяги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Видимо, речь может идти о славяно варяжском синтезе на этапе создания русского государства.

Периоду Древней Руси посвящена обширная отечественная и зарубежная историография. При этом дискуссионными остаются практически все базовые, основные характеристики древнерусского общества. В отечественной историографии выделяются три традиции, отличающиеся различными интерпретациями истории Древней Руси: дореволюционная историография и продолжающая ее традиции “ленинградская” (петербургская) школа, представленная работами И.Я. Фроянова и др.; сложившиеся в советской историографии школа В.Д. Грекова и школа Л.В. Черепнина.

Определяющим является вопрос о характере древнерусского общества : первая школа оценивает его как общество переходное от родоплеменного к классовому, т.е. дофеодальное, последние - как феодальное или раннефеодальное . Отсюда - и все остальные разногласия. В данной лекции отражены концепции и выводы дореволюционной историографии (В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, А.Е.Пресняков и др.) и близкой к ней “ленинградской” школы.

В истории Древнерусского государства выделяются два крупных периода :

1. IX -XI вв. - существование единого государства, объединенного властью Киева;

2. XI - нач. XIII вв. - номинально великий киевский (с XII в. - владимирский) князь оставался главой государства. Киевская Русь не распадается, а преобразуется в своеобразную федерацию самостоятельных русских земель и княжеств, число которых постоянно увеличивалось: в середине XII в. их было 15, накануне монголо-татарского завоевания - уже около 50. Наиболее крупными и развитыми были Новгородская, Киевская, Галицко-Волынская, Полоцкая, Смоленская, Муромо-Рязанская, Владимиро-Суздальская, Черниговская и Северская земли. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономическая же, культурная, религиозная общность всей территории сохранялась. Период политической раздробленности (удельный период ), ослабивший Древнюю Русь и сделавший ее уязвимой для внешней опасности, продолжался вплоть до создания Московского государства в конце XV - нач. XVI вв.

Социально-экономический и политический строй, общественные отношения Древнерусского государства необходимо рассматривать в динамике: в молодом государстве, особенно в IX - XI вв., сохранялись многие родоплеменные черты, но постепенно (на втором этапе) развивались и феодальные элементы, что и позволяет определять его характер как переходного от доклассового к феодальному, т.е. дофеодального .

Центральным в экономической истории аграрного общества является вопрос о землевладении . Первые княжеские вотчины появляются не ранее X в., в XI в. - боярские и церковные. Их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении частной земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей господину. Но становление вотчинного и, позже, поместного землевладения, происходило в течение длительного исторического периода (примерно XI - XV вв.), господствующее же положение в экономике Руси XI - XIII вв. занимало общинное землевладение . Община - вервь скреплялась поземельными и родственными связями, коллективным владением землей, коллективным трудом и ответственностью. Свободный, платящий дань лишь государству крестьянин-общинник был главной фигурой Киевского государства.

При господстве натурального хозяйства экономика носила потребительский характер. Связи между внутренними территориями, особенно в IX - XI вв., носили нерегулярный и ограниченный характер. В этих условиях господствовала внешняя торговля, “гостьба”, которая и была для древнерусской знати источником богатства. В то же время, при сравнительно малочисленном населении (2 - 4 млн. человек) на огромных пространствах лежало много неподеленных, никем не занятых земель.

В XII - XIII вв. в результате роста населения, падения значения международных торговых путей, улучшения коммуникаций, развития городов и ремесел повышается роль внутренней торговли, носившей в основном характер обмена между городом и деревней. В этот период число вотчин увеличивается, но все же они были островками в море общинного землевладения.

В вотчинах использовался труд рабов и полузависимого населения, то есть сочетались рабский и полуфеодальный компоненты. В источниках упоминаются различные категории зависимого населения (интерпретация И.Я. Фроянова).

Челядь - рабы, причем только иноплеменники, они не имели никаких прав, основным источником их пополнения была война, плен. Холопы (упоминаются в документах с 986 г.) - тоже рабы, но, видимо, местного происхождения. Данники - население, с которого дань взимали силой, под угрозой оружия, то есть завоеванные и покоренные племена. Свободное население даннического тягла не несло, оно платило “полюдье”.

Смерды (впервые упоминаются в 1006 г.) – видимо, это покоренные племена неславянского происхождения, главная обязанность которых - плата дани. Они имели собственное хозяйство, поставляли лошадей, использовались для защиты границ. Закупы - полностью лишенные средств производства, но сохранявшие личную свободу люди. Закупничество заключалось на определенный срок, ими делались “пище ради” выпавшие из общины, деклассированные люди. Рядовичи - мелкие управители князя или боярина, поступившие в услужение к нему через “ряд” - договор.

Но следует подчеркнуть, что зависимые категории населения не являлись многочисленными, особенно в IX - XI вв. Рядовые свободные граждане: земледельцы - общинники и горожане (называемые в источниках - “люди”, “людие”) - решительно преобладали в домонгольской Руси.

Об архаичности древнерусского общества свидетельствует и форма семьи. По летописи древляне, радимичи, вятичи, северяне брака не имели, а “умыкиваху у воды девица”, имели по две - три жены. У Владимира Святого было 6 жен, да еще в Вышгороде, Белгороде, Берестове он содержал 800 наложниц, “бе же Володимер побежден похотью женской”. После принятия христианства церковь повела борьбу с языческими формами семьи, но они оказались очень живучими. В церковном Уставе Ярослава (XI в.) перечисляются наказания, “аще кто имеет две жены...”, “аще муж оженится иною женою, а с старой не распустився...” В XII в. митрополит Иоанн гневно обличает тех, “кто без стыда и срама две жене имеет”. Кроме того в древнерусском обществе даже в конце XI в. сохранялась кровная месть.

Государственность

Древней Руси

В структуре государственной власти Древней Руси центральное место занимала княжеская власть, зародившаяся в патриархальном обществе (общеславянское слово “князь” происходит от древнегерманского KUNING - старшина рода). К X в. межплеменная борьба заканчивается победой Киева, и уже Святослав имеет титул “великого князя русского”. Власть на местах передается посадникам Киевского князя, как правило, его сыновьям. Подобная структура окончательно оформилась при князе Владимире Святославиче (конец X - нач. XI вв.). При этом крупные территориальные образования (княжества, земли, волости) сохраняли значительную самостоятельность, что позволяет историкам называть Киевскую Русь “федерацией” земель и княжеств.

В IX -X вв. функции князей были довольно широкими. На них возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений. В их облике еще много черт прежних племенных князей, главная из которых - непосредственное участие в сражениях. Храбрость князя на “рати” высоко ценилась в древнерусском обществе. Новгородцы в 1136 г. изгнали князя Всеволода, обвинив его в том, что он уехал “с полку впереди всех”, т.е. бежал с поля битвы. Князья нередко погибали в военных сражениях. Владимир Мономах писал о гибели своего сына Изяслава: “Дивно ли, оже мужъ умерл в полку”, “тем бо путем шли деды и отцы наши”. Князь выполнял и религиозные функции. Прозвание Олега Вещим указывает на то, что он был “вещуном”, т.е. жрецом. Выполняя подобные функции, Владимир провел религиозную реформу 980 г., а в 988 г. принял христианство и сделал его государственной религией. Князь был и судьей, исполнял внутренний “наряд” по охране мира и порядка. Первые законодательные акты русского государства (“Русская правда”) связаны с именами князей Ярослава Мудрого и его сыновей Ярославичей (XI в.), известны Уставы Владимира Мономаха, церковные княжеские уставы. Таким образом, князь был военным вождем и организатором народного ополчения, главой управления, необходимым элементом политической организации общества.

В отечественной историографии утвердилась традиция, рассматривающая древнерусских князей “государями”, “самодержавными монархами”, “раннефеодальными монархами, осуществлявшими волю класса феодалов”. Она требует критического осмысления. К сказанному выше добавим сведения о княжеском вассалитете на Руси. В X - XI вв. он отличается крайней элементарностью: совпадением вассальных и семейных отношений (сюзерен - отец, вассал - сын-княжич) и неземельной основой пожалований (вассалам жаловалось право сбора дани, а не земля). При этом сюзереном становился старший в роду (принцип старейшинства). То есть отсутствовали два важнейших признака феодализма: соединение служилых отношений с поземельными, наследственная передача тех и других; вассалитет переплетался с элементами родовых отношений, отличался неустойчивостью. В XI - XIII вв. пожалование даней заменяется пожалованием кормлений с земли, но все же вассальные отношения в Древней Руси окончательно не сложились.

Итак, князь не был верховным земельным собственником, общество не носило ярко выраженный классовый характер, основное население было свободно. В этих условиях великий князь Древней Руси не стал монархом. Его власть не была бесконтрольной, ничем не ограниченной.

В первую очередь власть князя ограничивало народное собрание вече институт, сложившийся в родоплеменном обществе. Веча собирались во всех русских землях вплоть до сер. XIII в. (в Великом княжестве Литовском веча зафиксированы и в XV в., в Новгородской земле - вплоть до присоединения к Московскому государству в 1478 г.). Вече являлось верховным демократическим органом власти, решающим все важные вопросы: о войне и мире, приглашении и изгнании князей, распоряжении финансами и земельными фондами. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был входить в соглашение с вечевой общиной и принимать выдвигаемые вечем условия. Веча были думой волости, вечевой приговор городов принимался к исполнению пригородами. В к. XI - сер. XII вв., когда Киевская Русь распадается на самостоятельные земли, хозяином положения делается, по мнению В.О. Ключевского, вся городская масса, собиравшаяся на вече. Вечевые города приобрели в своих областях значение “руководящей политической силы, которая соперничала с князьями, а к концу XII века взяла над ними решительный перевес”.

В Древней Руси было много городов , их число постоянно увеличивалось. По археологическим данным в к. X - нач. XI вв. насчитывалось 20 - 25, в п.п. XII в. - около 70, а к середине XIII в. - около 150 городов. Это были политические и административные центры: там жили князь и его бояре, размещалась княжеская дружина, действовали структуры местного самоуправления ­ – веча, выборные старейшины, тысяцкие - предводители народного ополчения. Одновременно города росли и развивались как культурные, торговые и ремесленные центры, здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь. Многие из них славились красотой и прекрасной архитектурой. В Новгороде, Чернигове, Полоцке стояло несколько десятков каменных церквей, а Киев Адам Бременский называл “жемчужиной христианского Востока и вторым Константинополем”.

Население городов так же, как и крестьяне-общинники - свободные люди. По русским летописям и другим источникам “люди” наделены значительной социальной энергией: они принимают участие в приглашении князей на стол и в их сгоне, участвуют в выборе религии, диктуют князьям условия княжения (из договора новгородцев с князем: “ни тобе, княже, ни твоей княжне, ни твоим боярам, ни твоим дворянам сел не держати, ни купити, ни даром приимати и по всей волости новгородской”). А.Е.Пресняков считал княжескую власть в Древней Руси “оружием народа”, а саму русскую государственность исконно демократической и близкой к народу.

Влияние на решение важнейших вопросов имела и княжеская дружина (от слова “друг”- спутник, товарищ на войне). В XI - XIII вв. князь и дружина практически нерасторжимы, дружина служила князю и находилась на его содержании. Для старшей дружины (бояре) это была раздача “кормлений”, позднее земель, для младшей (отроки, гриди, двор) - содержание на довольстве, выплата денег, части дани, военной добычи. Бояре составляли совет князя (думу), дружина в целом являлась военно-административным аппаратом князя (воеводы, судьи, послы и т.д.). Князь советовался с дружиной по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки. Многое в политическом строе древнерусских земель поясняет и характер войска. На той стадии общественного развития военная сила и власть не оторвались друг от друга, т.е. власть принадлежала тому, кто представлял собой военную мощь. В Древней Руси свободный человек пользовался ничем не ограниченным правом ношения оружия, и, скорее всего, всякий свободный был вооружен. В зависимости от степени военной опасности, в бой вступала или дружина, или народное ополчение. Наиболее сильной и хорошо вооруженной частью и ядром войска ялялась дружина. В народном ополчении были собственные командиры - земские воеводы, тысяцкие. Их наличие - свидетельство относительной самостоятельности военных организаций вечевых общин. Таким образом, высокая социально-политическая активность рядового населения Руси, его полновластие на вече опирались на военную мощь народа.

В целом, в древнерусском государстве сложилось, по словам В.О.Ключевского, “неустойчивое равновесие” двух форм власти, двух тенденций политического развития: княжеской (монархической) и вечевой (демократической).

Древняя Русь - ярчайший период в истории восточнославянских народов, в это время были заложены основы их культуры и цивилизации. Многое роднило Русь с Европой: синхронность общественного развития и создания государств, христианская вера, политические, династические, торговые и культурные связи. Не все они были закреплены в новый исторический период: при переходе к феодализму. Не в последнюю очередь потому, что будущей России пришлось прокладывать себе путь в жестокой борьбе за независимость и выживание как с Западом, так и с Востоком.

История [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

6. Зарождение российской государственности

В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности , связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне, словене, древляне, кривичи и другие), объединенные в раннефеодальное государство , заняли всю современную европейскую часть России. Государство Древняя Русь было признано Византией и другими соседними государствами (Польша, Венгрия и др.). В 988 г. Владимир I принял христианство из Византии. При Ярославе Мудром в XI в. оформилась Русская Правда , свод норм древнерусского права.

В Древней Руси главой раннефеодальной монархии был великий князь киевский из рода Рюриковичей. Он опирался на боярство и дружину, но считался с позицией веча , народных собраний, действовавших в большинстве русских городов. Наряду с княжеской дружиной во время крупных военных конфликтов собиралось народное ополчение.

Земля, водные ресурсы, леса и другие богатства в Древней Руси считались собственностью государства. Землю как главную ценность великие князья за службу передавали в частную собственность. Князья и бояре становились вотчинниками , передавая землю (свой феод) как частную собственность от отца к сыну. На земле работали как свободные общинники, так и зависимые люди (закупы, рядовичи, холопы).

Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины, старосты , общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.

Купцы, торговцы, ремесленники играли важную роль в жизни многочисленных русских городов: Новгорода, Пскова, Киева, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка и других.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи. С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое. К XII в. сложилась самобытная русская художественная культура. От домонгольского периода сохранились Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, храмы во Владимире и Суздале, творения русской литературы - «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.

Древнерусские земли даже в период феодальной раздробленности (с конца XI в.) сохраняли широкие международные связи, в основном с европейскими странами.

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 43. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ С ПРЕЗИДЕНТОМ, НО БЕЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Реформы в стране начинались в обстановке полного взаимопонимания всех трех ветвей власти: законодательной (Съезд народных депутатов, Верховный Совет РФ),

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Преемственность Российской государственности 1. Древняя Русь, IX–XI вв.2. Киевская Русь, XI–XII вв.3. Владимиро-Суздальская Русь, XII–XIV вв.4. Великое княжество Московское, XIV–XV вв.5. Московское государство (Московское царство с 1547 г., Великорусское государство, Русское

Из книги Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса автора Милов Леонид Васильевич

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 1. Итак, природно-климатический фактор имел важнейшее влияние на характер и темпы развития человеческого общества вообще и на характер и темпы развития тех или иных его социальных формирований, охватывающих племена или

Из книги Ислам в Аравии (570-633) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Первые шаги новой российской государственности Россия на пороге радикальной экономической реформы. В декабре 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступила на путь самостоятельного существования.Падение союзного центра требовало

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ЭПОХА «СТАРЫХ ДВОРЦОВ». ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К 1900 г. до н. э. жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Первые, так называемые старые, дворцы возникли на месте нескольких старинных цитаделей в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Сахаров А.Н. Рюрик, варяги и судьбы российской государственности Печатается по изданию: Сборник РИО. Т.8 (156). Антинорманизм. - М.,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

23.2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности Трудности и издержки экономических реформ начального этапа суверенного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты

автора

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Исчезновение СССР с политической карты мира, демонтаж социализма в восточно-европейских странах в конце XX в. стали явлением планетарного масштаба, оказавшим влияние на все стороны общественной жизни

Из книги Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму автора Корнеев Владимир Владимирович

§ 3. Характерные особенности российской государственности Предварительные размышления о государственном устройстве СССРВ современных российских учебниках по обществознанию выделяют три типа государственного устройства: демократическое, авторитарное и

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Укрепление российской государственности 5.1. Национальный состав и административно-территориальное устройство. По Всероссийской переписи 2002 г. постоянное население нашей страны насчитывает 145,5 млн человек (по переписи 1989 г. – 147 млн) – представителей около 150 наций

Из книги Большая ложь автора Максимов Анатолий Борисович

Приложение 2 Хроника германских и американских планов ликвидации Российской государственности (30-60-е годы) 1938. «Мюнхенский сговор». Проводится политика Англии, Франции и США по способствованию восстановлению военно-промышленного потенциала Германии, непротивление ее

Из книги Путин. Замковый камень российской государственности автора Винников Владимир Юрьевич

Александр Проханов. Замковый камень российской государственности Ясный сокол и чёрный ворон По некоторым сведениям, дочь Ельцина Татьяна Юмашева покинула Россию и переселилась в Австрию, на свою виллу, предпочитая, чтобы Россия забыла о ней. И на реке русского времени о

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

План по ослаблению и будущему уничтожению российской государственности Курировал наши «рыночные реформы» Вашингтон, а уж тому только дай возможность уничтожить или хотя бы ослабить геополитического противника. И в дурном сне администрация США не стала бы работать на

Из книги Почему РФ – не Россия автора Волков Сергей Владимирович

Мировая революция против российской государственности В драматических событиях и потрясениях, меняющих облик государств, конечно, есть некоторые закономерности, но ни одна из них не несет в себе неизбежности. Всякое событие может произойти, а может не произойти. Поэтому

Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год – год призвания Рюрика или 882 год – год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.

1. Теория завоевания . Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия. Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань – внутригосударственный налог.

2. Договорная теория . Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече.

3. Налоговая теория . Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.


4. Городовая теория (торговая) . Основоположник теории - Ключевский. В ее основе – развитие торговых отношений между племенами. Это вызывало появление излишков, расслоение населения и обмен товарами между членами племени, а затем и между племенами; постепенно складываются торговые пути и центры торговли (гостьбы), формируются города (погосты), наблюдался процесс разделения труда; торговля отделилась от ремесла. Городам нужна защита, поэтому города вооружаются, становясь политическими центрами территорий (к каждому городу прилегали волости - сельские территории с общинами, занимающиеся земледелием, волости выплачивали дань городам), в них формируются органы власти. То есть элементы государственности появились в городах до появления государства, так как стали необходимы для нормального функционирования торговли (иностранцы отмечали большое количество городов на Руси и называли ее Гардарики – страна городов).

При развитии городов образовались союзы городов, союзы племен, (в конечном итоге – государство, при объединении Новгорода и Киева в 882 году) в результате появились вождь союза (князь князей) и вожди племен. Зарождается иерархия. Князья относились к общинной знати и постепенно у славян зарождаются классы – знать, горожане, общинники – земледельцы, ремесленники и рабы. При этом в процессе формирования государства наблюдается борьба между знатью и князьями.

5. Христианская теория . Ее основа – принятие христианства на Руси. Наличие общей идеологии – признак государства (если нет идеологии, нет и государства). Христианство – объединяющий фактор. О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года.

6. Земская теория, основоположник - Владимирский-Буданов. В основе теории – формации русского государства – объединение земель (в Новгородских землях существовало общинное самоуправление - вече). Объединение земель – причина для образования государства.

7. Патриархальная теория . В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс). Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, далее происходит расширение по территориальному признаку. В связи с этим увеличивается производство труда, это ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность, создается неравенство, это ведет к расслоению населения, в результате формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании и защите, появляется необходимость в создании специальных органов власти, регулирующих имущественные отношения и защищающие частную собственность.

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства.

http://potolkihouse.ru/

Возникновение древнерусского государства кратко

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Самые распространенные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Норманская теория повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

Антинорманская теория

Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемленикамам - Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М.Ломоносов.

Другие известные теории

Помимо этих наиболее распространенных теорий, выделяют еще несколько. Рассмотрим их более подробно.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства говорит о том, что в мире существовало 2 отдельных вида руссов - жители Рюгена (русы-ободриты), а также причерноморские русы. Некие ильменские словены пригласили руссов-ободритов. Сближение руссов произошло именно после объединения племен в одно государство.

КОМПРОМИССНАЯ теория иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область - раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.

http://mirakul.ru/

Помимо этого, существует теория, получившая название индо-иранской. В основе этой теории мнении о том, что рос и рус - это абсолютно разные народности, которые возникли в разное время.

Видео:Рюрик. История государства Российского

Читайте также:

  • Древняя Русь - государство, о котором уже написано множество книг, а также снято не один фильм. Стоит отметить, что древнерусское государство прошло достаточно долгий и нелегкий пусть становления. Многие слышали о том, что существует центристская теория происхождения древнерусского

  • Древняя Русь - великое государство, где большое значение уделяли развитию музыки. Именно поэтому древнерусские музыкальные инструменты - это очень интересная тема.

  • Согласно определенным исследованиям стало известно, что древнерусские руны изначально воспринимали в качестве отдельных знаков письменности. Стоит отметить, что в начале XIX века под этим названием понимали исключительно германскую письменность. Итак, давайте рассмотрим основные отличия германских

  • Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

Особенности возникновения государства в России Понятие «госу­дарство» для человека, родившегося в России, означает не просто совокупность государственных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями, а нечто большее.

Это тот стержень, ко­торый долгое время обьединял большое многообразие народов, языков, культур, религий, обычаев, существовавших на территории двух континентов (Европы и Азии).

Если для западного человека государство ассоциировалось с не­свободой, принуждением, вследствие чего он стремился всячески Ограничить его могущество, то для русского человека сильное госу­дарство - это иель, смысл, жизнь, объединяющее начало. Только сильное государство в состоянии обеспечить целостность и единст­во общества, гарантировать необходимый порядок, защитить страну от иноземных нашествий.

Такой образ государства опирался на культуру общества, гос­подствующую в нсм систсму ценностей Среди OTlfX ценностей можно отметить- духовность в противовес материальным ценностям (богпегву), общность, соборность (полновластие большинства) в противовес индивидуализму, державность (государственность), пат­риотизм, социальную справедливость

Олнако это не означает, что российское государство возникло и развивалось особым, совершенно отличным от других государств путем. Нет, те законы развития государства, которые были присущи всем государствам, прослеживаются и в России, правда, действие их проявлялось несколько иначе.

Начало государственности у восточнославянских племен отно­сится к VIII-IX вв., когда происходит переходот присваивающей к

производящей экономике, возникает имущественное неравенство. B это время на территории расселения славян возникают города- государства, в которых для организаиии их жизнедеятельности бы­ли созданы:

« аппарат управления (народное собрание, совет);

Городская община, т e территориальная организация, объеди­нявшая уже не кровных родственников, а соседей,

« органы принуждения (дружина во главе с князем).

C Xl в. последствия неолитической революции, т.е. использова­ние металлических орудий труда, общественное разделение труда, приводят к выделению ремесленников, купцов, дружинников, го­родской администрации. B дальнейшем среди славянских городов- государств выделяются Новгород, Ладога, Киев, вокруг которых и стала формироваться славянская государственность. Следовательно, внутренние социально-экономические процессы создали предпо­сылки для формирования государственности.

Однако существует иная - норманнская версия возникновении государств на Руси, акцентирующая внимание на внешних факторах

Согласно преданию, которое было внесено в летопись значительно позже происходивших событий, в 862 г новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили най­ти достойного правителя в чужих землях Они отправились за море к соседям-варягам и призвали их княжить и владеть ими. И вызва­лись три брата со своими родами и дружинами Старший из брать­ев, Рюрик, стал княжить в Новгороде, второй брат, Синеус, - в Белоозере. а третий. Трувор, - в Изборске После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора Рюрик стал полновластным правителем Новго­родской земли и основал первую династию русских князей и царей Необходимо отметить, что болсе достоверным историческим лицом, ставшим родоначальником династии Рюриковичей, является Вели­кий князь Игорь, которого летопись называет сыном Рюрика.

Как показывают археопогические раскопки, признаки государ­ственности у восточных славян возникли раньше «призвания варя­гов» Что касается Рюрика, то он действительно существовал и пра­вил сначала в Ладоге, а не был призван «из-за моря». Затем он си­лой захватил власть в Новгороде, воспользовавшись междоусоб­ными распрями местных князей.

Следовательно, российское государство возникло по тем же причинам, что и у других народов, - на основе экономического неравенства, обусловленного переходом от присваивающей к про­изводящей (земледельческой) экономике, использованием металли­ческих орудий труда, выделением земледельцев, скотоводов, ремес­ленников и купиов. появлением в результате повышения произво­дительности труда имущественного неравенства и, как следствие, появлением классов и государства, примиряюшего противополож­ные интересы ебщинников-земледельиев.

Ho экономическому неравенству предшествовало политическое неравенство, вызванное особенностями цивилизационного разви­тии. Так, на формирование Российского государства оказали суще­ственное влияние размеры ее территории и географическое место­положение.

Территория будущего централизованного государства находи­лась в зоне сплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. Ha севере, вдоль морей Север­ного Ледовитого океана, простиралась тунлра, а на юге - лесо­степь, переходящая в степь.

Недостаток влаги, которая выпадала в виде дождей в течение двух-трех месяцев, часто приводил к засухе Если в Западной Евро­пе в распоряжении крестьянина было восемь-девять месяцев, бла­гоприятных для сельскохозяйственных работ, то русский крестья­нин должен был вырастить и собрать урожай зерна в течение четы рех-пяти месяцев.

Суровый климат, низкая урожайность, ограниченность кресть­янской запашки во многом предопределили коллективные формы ведения хозяйства. Поэтому в России сложились прочные общин­ные тралииии, которые долго поддерживали и помещики и государ­ство. Община олицетворяла для крестьянина общество, справедли­вость, ибо без общины OH не мог выжить

Объединить усилия многочисленных общин могло лишь силь­ное централизованное государство. Этим было вызвано выделение политического класса, монопольно осуществляющего функцию управления. Наличие власти нал зависимым населением открывало правящему классу доступ к богатству

Огромную роль в формировании российской государственности сыграло христианство, принятое в 988 г. Оно более всего соответст­вовало сложившемуся укладу жизки крестьянской обшины, где ин­тересы общества ставились выше интересов отдельно взятого чело­века, делая их сакральными

Кроме этого, следует отметить, что обширная территория обу­словила экстенсивный путь развития народного хозяйства, т.е. раз­витие не за счет совершенствования качества труда, культуры про­изводства, а благодаря вовлечению дополнительной рабочей силы и

освоению новых территорий, полезных ископаемых Это могло происходить только при наличии сильного государства

Необъятные просторы России всегда манили к себе завоевате­лей Достаточно сказать, что в XVI в. русское государство воевало 43 года, в XVII в. - 48, а в ХѴШ в. провело в войнах 56 лет. Для защиты территории требовались значительные вооруженные силы и большие расходы на их содержание.

Bce эти факторы объясняют причину формирования в России культа государства, причем государства автократического типа Кроме того, не следует забывать и о почти 300-летнем периоде, ко­гда Русь находилась под властью монголо-татарских завоевателей, что нарушило нормальное развитие российской государственности.

B этот период произошло заимствование отдельных элементов го­сударственности у Золотой Орды

B сознании рядовых общинников государство часто ассоциирова­лось с заботливым отиом, которым были князь, иарь, монарх. Их власть обожествлялась, наделялась такими качествами, как справед­ливость, благочестие, непогрешимость, милосердие, забота о поддан­ных. Государство опиралось на прочный союз монарха и церкви.

Следовательно, в основе абсолютистского характера государст­венной власти лежит согласие властвующих и подданных. Русский мыслитель-революционер^.//. Герцен (1812- 1 S70) отмечал

Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родст­во свое со всем народонаселением От того-то, гае бы русский ш жил на огромных просторах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят гранииу. и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 годах.

Справедливости ради следует отметить, что Россию, которая к XVIII в. по форме государственного устройства была империей, трудно охарактеризовать термином «империалистическая держава» Bce народы, входящие в нее, были носителями государственности, а сама Российская империя была государством не только для рус­ских Поэтому традиционное для западных империй деление на «метрополию» и «колонии» в России отсутствовало. Российская империя была союзом разных народов, которые объединяло сильное государство

Этапы развития российского государства Сушность и формы госу­дарства в России изменялись по тем же законам, что и в большин­стве западноевропейских стран Миновав стадию рабовлалельческо- го государства, Россия сразу от родоплеменного сгроя перешла к феодальному Феодальное государство основано на отношениях за­висимости вассалов ©т сеньоров. B }


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost