14.12.2023

Бахчисарайская икона божией матери. Икона божией матери «скорбящая» (крымская) Икона бахчисарайской божьей матери значение


икона Богородицы «Мариупольская» (БАХЧИСАРАЙСКАЯ)

_____________________________________________
Бахчисарайскую икону Божией Матери также называют Крымской и Мариупольской. Первоначальное её обретение совершилось в Успенском скиту, расположенном в горном ущелье близ Бахчисарая. Основали скит православные греки. Существует несколько преданий явления иконы Божией Матери. Согласно первому преданию, в пределах горного ущелья, близ Бахчисарая, однажды появился большой змей и стал убивать своим ядом не только животных, но и людей.

Чувствуя свое бессилие, местные жители, греки и генуэзцы, обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этого змея. И вот как-то ночью они увидели, что на скале горит свеча. Жители тотчас высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там они обрели образ БогоМатери. Недалеко от него лежал и издохший змей, который был немедленно же сожжён. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

Другое предание гласит, что в давно минувшее время возле этих мест пас стада пастух одного здешнего князька Михаила. Однажды он загнал свои стада в нынешний Успенский овраг и увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась в саженях десяти от земли, и перед ней горела свеча. Об этом узнал местный князёк и приказал принести икону Божией Матери в свой дом, находившийся в окрестных горах.

Хотя Михаил и с благоговением принял икону Божией Матери, но на следующий же день её не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. Вторично образ был внесён в дом, и опять повторилось то же самое. Тогда решили святую икону не трогать, а устроить малый храм в скале, против места её явления. С этой целью была иссечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа последовало 15 августа (28 по новому стилю), то храм этот был освящён в честь Успения Богородицы.

В 1779 году греки Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса во главе со своим последним митрополитом Игнатием покинули Крым и навсегда переселились в пределы России. При переселении греки взяли с собой и чудотворную икону Богородицы и принесли её в город Мариуполь. После присоединения Крыма к России в 1783 году греки опять стали селиться в Бахчисарае. В Успенской обители был установлен список (копия) с чудотворной иконы, от которого стали проистекать исцеления.

Имеет несколько названий, чаще всего упоминаются: Панагия (Всесвятая), Крымская и Мариупольская. Явление иконы Божией Матери произошло в середине XV века в Крыму, в горном ущелье около города Бахчисарая. Местные жители, греки и генуэзцы, однажды ночью увидели на скале горящую свечу и, поднявшись, обрели образ БогоМатери. Сразу после явления иконы БогоМатери, напротив места ее чудесного обретения, в скале, был устроен храм, освященный в честь Успения Богородицы, так как явление образа последовало 15 августа, и впоследствии возникла монашеская обитель - Успенский скит. И стало это место почитаться не только христианами, но даже и татарами.

В 1779 г., при переселении греков в пределы России, они взяли с собой и чудотворную икону Божией Матери и перенесли ее в город Мариуполь, а на месте явления осталась точная копия с чудотворной иконы, которая тоже источала множество чудес и исцелений.

______________________________________________

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ МАРИУПОЛЬСКАЯ

О. Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты еси Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущия – избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущия в нем. Ты еси воистину богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим молящеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес.
О, Всемилостивая, Мати, Мариупольское Похвало и наше Заступление! Тебе единой от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебя Господь всяко слово прошения приемлет, тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу Небесную вси восхваляют. Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго,- отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердце наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ Мариупольской иконе Божией Матери

ТРОПАРЬ
Приазовския земли Заступнице // и града Мариуполя благословение // православия чистото и укрепление // всех молящихся Тебе спасение // Мати Божия Пречистая // моли Христа Бога нашего // избавити от бед и спасти души наша//.

КОНДАК 1
Избранной от всех родов БогоМатери Царице // Покровительнице и Заступнице града нашего // сласом умиления воспоим хвалы мы недостойнии о Пречудном Ея святом Образе // принесенным святителем Игнатием в землю Приазовья // на укрепление веры христиан православных // в защищение и спасение всех нас // от врагов видимых и невидимых // с верою и любовию взывающих:

ИКОС 1
В лета древния Промыслом Божиим установленныя на спасение и просвещение верою Христовою людей Приазовья, принесена была икона Твоя, Богомати, во святый град Мариуполь. Людие, живущие в нем, с радостью прияли Ю, воспевая тако:
Радуйся, Царице Пресвятая Богородице, Заступнице наша усердная.
Радуйся, Одигитрие Пречистая, путь спасения нам указующая.
Радуйся, Благодатная, от Господа благодать нам испрошающая.
Радуйся, Чистото Небесная, чистотою Духа Божия преисполненая.
Радуйся, Милосердная, милостивно нас от бед сохраняющая.
Радуйся, Пресветлая Звездо, к Солнцу Правды путь всем указующая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 2
Дивныя чудеса совершишася, Пресвятая Дево, егда Образ Твой Святый несенный бысть в землю Приазовскую. Грады и веси освящая, и людие в них живущия исцеляя, с верою приходящии к святыне Твоей в радости зовущих Богу: Аллилуйя.

ИКОС 2
Разум человеческий вместити не возможет иконы Твоея великую святыню, Пренепорочная Владычице Вси бо приходящии к ней со страхом Божиим и верою приемлют исцеления и вопиют Ти сице во умилении:
Радуйся, Мати Царева, щедроты Твоя на нас изливающая.
Радуйся, во всяких нам нуждах и обстояниях помогающая.
Радуйся, силою врачеваний икону Твою украшающая.
Радуйся, Чистая Дево, мысли нечистыя нам очищающая.
Радуйся, Радосте наша, радость небесную нам испрошающая.
Радуйся, Богомати святейшая, к святыне великой нас презывающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 3
Град Мариуполь зело возрадовался, егда икона Твоя, Богомати Пречистая, изволи в нем быти. Вси людие живущия в нем вскоре храм превеликий построиша, и образ Твой Святый, внесоша, непрестанно молятся И поя песнь: Аллилуйя.

ИКОС 3
Стена еси Ты и защищение всем в скорбех и в печалех к Святому Образу Твоему прибегающим, Пренепорочная Владычице. От него бо источается благодать всем верою Тебе поющим и взывающим:
Радуйся, добрая Мати Господня, земное житие наше добре устрояющее.
Радуйся, праведный гнев Божий от нас отводящая.
Радуйся, град Мариуполь от бед избавляющая.
Радуйся, в мире живущим во всякой нужде помогающая.
Радуйся, всем православным Отрадо и сладосте.
Радуйся, милосердная, чрез икону сию милость нам являющая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 4
В бурях страстного жития живущим являла еси небесное вспоможение Пресвятая Дево. Ты бо, милостивая Мати, воздвигше руце Свои к Сыну Твоему и Богу нашему умоляла еси Его о спасении всех живущих в земли Приазовья. Умоляй убо Владычице и о нашем жительстве: Аллилуйя.

ИКОС 4
Во дни крамол страны нашея и злых наветов вражиих, егда вера Христова умалящеся и мир убогих душ сокрушашася, Пречистая Дево, Ты едина надеждо, путь во тьме указующая, была еси падшему человечеству. Вси людие милости Твоея жаждущие, со умилением сердечным благоговейными гласами вопиют Тебе:
Радуйся, всех христиан всемощная Заступнице.
Радуйся, нечистых советов разрушительнице.
Радуйся, православную веру в стране нашей укрепляющая.
Радуйся, тьму нечестия от нас отгоняющая.
Радуйся, путь спасения верным указующая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 5
Просвещение разуму нашему свыше исходатайствуй, Пречистая Дево, моля Сына Твоего и Бога нашего у Престола Господа, да вси познаем единую Волю Творца нашего, и сердца наши направим угодная и совершенная творити в жизни сей, непрестанно поя: Аллилуйя.

ИКОС 5
Богопротивное учение лжеучителей отвергше, не чтущих Матери Господней и Ея чуднаго Образа, притецем мы вернии к Ея Святыне, да исполнит сердца наши со дерзновением противостати во тьме неведения живущим, просвещая светом Божественного Разума, и с верою припадающе к Ней воспевати тако:
Радуйся, в вере Божественной нас укрепляющая.
Радуйся, надежду спасения верным утверждающая.
Радуйся, любовию Божиею нас согревающая.
Радуйся, сомнения наша, яко прах развевающая.
Радуйся, во уныние падших нас ободряющая.
Радуйся, неверных учения грозно карающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 6
Проповедники милосердия Божия явися Образ Святый, Пресвятая Дево, не токмо града Мариуполя, но и всея земли Приазовския. Людие приходящии в храм Твой, с велицею радостию молящиися Тебе, Владычице, пред сим Образом в рост человеческий возжигаша свещи, исполняя обеты своя, прося милости и заступления, непрестанно поя: Аллилуйя.

ИКОС 6
Возсияла еси благодатию Божественною икона Твоя Богомати Пречистая, в храме имени Твоего созданном православными жителями града Мариуполя. Дивно прославися Образ сей, подая неисчетныя милости всем скорбящим и страждущим. Посети убо и наши души, обремененные грехами многими, Владычице Преблагая, буди всем нам Покров и заступление взывающих Ти:
Радуйся, предстательнице наша, пред Господом молитвы возсылающая.
Радуйся, Заступница, о нас грешных Свои руце пред Богом простирающая.
Радуйся, всех страждущих Святым Омофором Твоим покрывающая.
Радуйся, в пучинах морских всех плавающих сохраняющая.
Радуйся, всем верующим Тебе, великия милости изливающая.
Радуйся, в терпении страждущих невидимо укрепляющая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 7
Хотя спасти живущия людие в земли Приазовья, Богородице Марие. Ты избрала еси град Мариуполь местопребыванием иконы Твоея Святыя, да все прибегающии к Тебе восприимут помощь и заступление от бед и пламени огня вечнаго, воспевая: Аллилуйя.

ИКОС 7
Скорбные годы напастей и страшных гонений на веру Христову претерпе град Мариуполь и вся наша страна православная от власти безбожныя. Древни Святыни предана поруганию, храмы разрушены, попрано бысть Величие Божие. Помози нам, Дево Пречистая, яко некогда греческим людям в Крыму от ига татарского. Избави безбожия, яко некогда змия великаго, пожиравшего люди и скоты там живущих, да возжем пред Святою иконою лампаду неугасимую и скорбными гласы возопиим:
Радуйся, всем плачущим надеждо и скорбящим утешение.
Радуйся, яко и Сама величайшие скорби о Сыне Твоем терпевшая.
Радуйся, яко Тобою и мы укрепляемся в вере.
Радуйся, яко Ты усердная о всех нас Молитвеннице пред Господом.
Радуйся, яко Ты Царица неба и земли нарицаешися.
Радуйся, яко и высокоумие человеческое Тобою смиряется.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 8
Бедствующих всех Ты Помоще и обидимых Заступнице благая, Мати Божия Пречистыя. Многоскорбных нас Ты не оставляющая, но после скорбных бед нам радости дающая. Молим Тя, Владычице, сохрани нас от падений греховных, от соблазнов и неправды, да не погибнем люте, без покаяния, и да сподобимся со всеми чистыми сердцами воспевати Богу: Аллилуйя.

ИКОС 8
Чудны и непостижими явишася дела Господни во граде Мариуполе. Разрушенныя и забытыя Святыни вновь обретают Славу Божественную. Мати Божия-Пречистая икона Твоя «Мариупольское Похвало» вновь поднимает Дух ревности Славы Божией в людех православных. Новые строются храмы, возстают древние поруганные Святыни, и во всем величии прославляется в них Пречистая Храмостроительнице наша Богородице умиленными гласы сицевыми:
Радуйся, Помощнице наша светлейшая в строительстве храмов.
Радуйся, Наставнице наша Благая в духовных для пользы беседах.
Радуйся, воздыхания наша не отторгающая.
Радуйся, в Боголюбии нам возрасти помогающая.
Радуйся, горних всех сил величание.
Радуйся, для всех притекающих к Тебе являеши спасение.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 9
Всякое естество ангельское и человеческое удивися Премудрости Божией, како Всеблагая наша Владычице матерним Своим попечением окормляет всех живущих в земле Приазовья. Предивными чудесами согревая наши души и всесильным ходатайством у Престола умоляет о нас грешных Господа, Ему же благодарно поем: Аллилуйя.

ИКОС 9
Ветии человеческия недоумеют познати тайну Святыни благодати Божественной от иконы Твоя истекающую, ниже изъяснити силы Ея чудодейственной ко спасению человеков. Оных бо посещением наказания, иныя бо благостию вразумляя и наставляя, яко чистота души и молитвы сердечныя, угоднее Богове, паче хвалы единых точию уст наших. Тем же вси взирая с верою на икону Твою глаголем:
Радуйся, предстательница Ты наша непостыдная к Богу.
Радуйся, изнемогающим нам, заступнице наша Благая.
Радуйся, Образом Твоим град Мариуполь и всю землю Приазовскую обрадовавшая.
Радуйся, яко, Славу Божию неумаляти нас научающая.
Радуйся, яко отступников веры ко спасению призывающая.
Радуйся, яко правосудие Божие всем нам напоминающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 10
Спасти хотя люди православныя от беззаконий и неверия, Дево Пречистая, дивную благодать исцелений явила еси от Пречистыя иконы Твоея не токмо людем земли Приазовья, но и всем к Тебе прибегающим. Твой бо Образ Святый притекающим источает утешение в скорбех, заступничество в несчастиях и помощь в разных болезнях наших Ему же покланяемся, зовуще: Аллилуйя

ИКОС 10
Стена еси Ты, Пресвятая Дево, и надежда наша всем православным христианам. С верою молящимся Тебе, у Святаго Образа приемлют помощь и благодать, исцеление болезней, избавление от злых духов, исправление греховной жизни и душ спасение. Тебе бо единой дадеся благодать свыше, и Тебе хвалебно вопием:
Радуйся, свеще неугасимая, на скале Крымской у иконы Твоея Господом возженная.
Радуйся, Одигитрие, путь греческим людем в землю приазовскую благословившая.
Радуйся, в бочке сокрываемая от нападений вражиих несенная.
Радуйся, в крестных ходах люди от холеры избавляющая.
Радуйся, отрока скорченнаго от тяжкого недуга исцелившая.
Радуйся, воина страдавшего от злого духа свободившая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 11
Пение наше смиренное, Всехвальная Царице Небесная, не довлеет от нас ко похвале иконы Твоея. С верою и любовию возносимыя молитвы наши, Ты милостивно приемлеши. Сохраняй нас и всех Тебе прибегающих от неверия, ересей и раскола, наипаче избави лукавых деяний и злых развращений. Сподоби нас, Владычице, со всеми святыми благоприятно прославляти Создателя нашего Бога и пети Ему: Аллилуйя.

ИКОС 11
Светоприемлемая свеща пред иконою Твоею на скале Крымской горящая, образ величайшей Святыни явлена бысть христианам православным, и всем к Тебе прибегающим, Чудесным явлением Образа Твоего являла еси помощь и покровительство гонимых христиан, дая убежище и спасение. Мы же любовию, воспоминая сии заступления, со смирением ведомии к Тебе, к преславному Образу со умилением вопием:
Радуйся, иконою Твоею чтущии Тя, от всякого зла сохраняющая.
Радуйся, в скорбех прибегающим к Тебе не оставляющая.
Радуйся, Ею же немощи наша врачующая.
Радуйся, страданием убогих внемлющая.
Радуйся, кающихся грешников молитвы приемлющая.
Радуйся, духовными дарами молящихся обогащающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 12
Благодатию Твоею, владычице, якоже древле греческим людем, такожде и ныне всем верою притекающим к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши Призывающим Имя Твое, Святое услыши, подая благословение супружествам, вступающим во брачную жизнь, учащимся помощи, вдовам и сиротам защиту и спасение, больным и недужным здравие и укрепление, и вся по коегожде потребе благая утешения, да вси Тобою сохраняеми господу вопиют: Аллилуйя.

ИКОС 12
Поюще и прославляя Твоя милости, Богородице Всепетая, являемые нам недостойным Образом Твоим Святым, молим Тя, Чистую и Преблагословенную усердно, не остави нас сирых безпомощных требующих помощи и Твоего заступления. Ускорим на молитву, потщимся на покаяние, да даруется нам мир и здравие, от всяких бед и искушений вражиих избавление, воспевающе пречистому Образу Твоему:
Радуйся, радосте наша, от всех родов прославляемая.
Радуйся, от погибели к Тебе притекающих, спасающая.
Радуйся, силою Божиею врагов посрамляющая.
Радуйся, от смерти и вечного мучения чтущии тя изымающая.
Радуйся, светом радости верныя ободряющая.
Радуйся, Ангелов небесных на спасение рода человеческого посылающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево // Мариупольское Похвало и наше Заступление.

КОНДАК 13
О, Пресвятая Богородице, Мариупольская Похвало и наше заступление! Вонми молитвенному гласу нашему и всем к Тебе прибегающим. Се бо взирая на Пречистый Образ твой, молим Тя, не остави нас грешных Своею небесною помощию, да получим утешение и ободрение на скользком пути жизни нашея, и спасаеми Тобою немолчно поем Творцу и Создателю нашему победную песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

- Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Бахчисарайская икона Божией Матери , называемая также Панагия (Всесвятая) , Мариупольская , Крымская

Описание

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон , что ставит её в ряд древних византийских икон. По мнению Д. В. Айналова, была написана в веке, Н. П. Кондакова – в XIV веке. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Богомладенцем на левой руке, размером ок. 89 х 52 см. Следуя предположению А. Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумельским образом Одигитрии , Кондаков усмотрел композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и предположил влияние Сумельского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской .

История

Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ Бахчисарая по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея который пожирал людей и животных. Однажды жители увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу . Рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, греками и генуэзцами , так и татарами -мусульманами . Нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы .

По другой версии, записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма, образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила . Перенесенная в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм . В память о дне явления иконы храм был освящен в честь Успения Богородицы .

Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует 2-й версии относят явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы .

В году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию . Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря . В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, , апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в (?) году на средства от продажи приношений к иконе.

К концу XIX -началу века икона пришла в ветхость. После года судьба её неизвестна. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы – в Свято-Николаевском кафедральном соборе и в храме на Черёмушках.

Молитвы

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты ecи Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских , избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущих, и избави и нас от вредоносных козней диавольских , от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней, и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием , и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущий в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть, и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим моляшеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес. О, Всемилостивая Мати, Мариупольское похвало и наше Заступление! Тебе единей от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебе Господь всяко слово прошения приемлет, Тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу небесную вси восхваляют. Ты отверзла ecu верным двери Царствия Небеснаго, - отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго Богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас недостойных рабов Твоих славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Литература

  • Guagnini, A., Sarmatiae Europeae description .
  • Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692 , Москва, 1787, 4–5.
  • Гавриил (Розанов), архиеп., «Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии» ЗапООИД , 1844, т. 1., Отд-ние 1, 202.
  • Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора , Одесса, 1850, 230–231.
  • «Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит», Одесский вестник , 1852, № 14–17.
  • Харахтай, Ф., Христианство в Крыму , Симферополь, 1864, 27–28, 63, 64.
  • Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит , Симферополь, 1866, 1–8.
  • Ливанов, Ф. В., Бахчисарайский Успенский скит в Крыму , Москва, 1874, 7–10, 20, 22, 23.
  • Кондараки, В. Х., Универсальное описание Крыма , т. 4, ч. 16, СПб., 1875, 38–40, 42.
  • Материалы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. , Екатеринослав, 1880, вып. 2, 315–316.
  • Некропин, А., свящ., «Пещерная скала Бахчисарайского Успенского скита», Таврические ЕВ , 1880, № 2, 84–90.
  • Гермоген (Добронравин), еп., Таврическая епархия , Псков, 1887, 478, 480–481.
  • Мариуполь и его окрестности , Мариуполь, 1892, 24–25, 69, 82, 130–136.
  • Серафимов, С., прот., Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря , Екатеринослав, 1901, 18–19, 22.
  • Протопопов, М., Успенский скит в Крыму, близ Бахчисарая , Севастополь, 1905, 9–10, 12–13, 18.
  • Бертье-Делагард, А. Л., К истории христианства в Крыму: Мнимое тысячелетие , Одесса, 1909, 18, 19, прим. 3 к с. 21, прим. 1 к с. 49.
  • Поселянин, Е., Богоматерь , 525–528.
  • Айналов, Д. В., «О мариупольских восковых иконах», Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове, 1909 , Москва, 1911, т. 3, отд. V: «Древности церковные», 60.
  • Кондаков, Иконография Богоматери , т. 2, 221–223.

Использованные материалы

  • Пивоварова, Н. В., «Бахчисарайская [Мариупольская] икона Божией Матери», Православная энциклопедия , т. IV:

О времени явления иконы нет точных сведений, но существует два предания. Одно записано в XVIII ст. Священник Андрей Лысгов, на основании рассказа Гвагнина «О татарах», в своей «Скифской истории» в 1692 году записал следующее:

«Есть еще в тех каменных горах, близ Бахчисарая, чудотворный образ Пречистой Девы Богородицы, о явлении которого так рассказывают. Появился некогда в тех каменных горах великий змей, который пожирал людей и животных (скотов), и потому люди бежали от того места и сделалась пустыня. Жившие там в это время греки и генуэзцы помолились Пресвятой Богородице, чтобы она их освободила от змея; и, действительно, однажды ночью на горе увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу; там же, недалеко от образа, нашли мертвого змея, распадшегося на части. Очень обрадовались, воздали большую благодарность Богоматери, избавившей их от этого зла, а змея, изрубивши на части, сожгли. С того времени тамошние жители начали ходить туда молиться Пресвятой Богородице, в особенности, жившие в Кафе генуэзцы; не только они, но и татары большую почесть тому образу воздают и много делают приношений».
Другое сказание о явлении образа, кажется, записано в XIX ст. протоиереями Родионовым и Кондораки — каждым самостоятельно потому, что у каждого из них есть такие подробности, каких нет у другого.
«В давно минувшее время, — говорит предание, — пастух какого-то топарха (князька той местности) Михаила загнал стадо для пастьбы в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, саженях в 10 от земли, икону Божией Матери и горевшую перед нею свечу. Пастух рассказал топарху, который велел взять икону и принести ее в свой дом, находившийся в окрестных горах. Воля его была исполнена. Но на другой день икона оказалась на прежнем месте, на скале. То же повторилось и в другой раз. Тогда в скале вырубили пещеру для храма и перенесли туда икону, а снаружи построили к ней лестницу. Явление иконы последовало 15 августа, и потому храм был освящен во имя Успения Божией Матери».
Вот таким было чудесное явление иконы Божией Матери «Одигитрия». Непримиримые и враждебные к православию татары с почтением относились к образу и при переселении греков просили оставить образ у них. В связи с этим, опасаясь нападения татар, митрополит Игнатий забрал с собой образ, но вез его не на руках, как подобает, а спрятанным в бочке.
По приезде и основании города Мариуполя, образ был поставлен в Церкви Успения Божией Матери в память о той Церкви в скале близ Бахчисарая. Риза Иконы была вышита драгоценными камнями, бриллиантами и жемчугами.
В 1936 году Храм был разрушен, на этом месте построили школу, а икона исчезла. Её местонахождение неизвестно по сегодняшний день. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы — в Свято-Николаевском Кафедральном Соборе и в храме на Черёмушках.

В1779 г., при переселении греков в пределы России, они взяли с собой и чудотворную икону Божией Матери и перенесли ее в город Мариуполь, а на месте явления осталась точная копия с чудотворной иконы, которая тоже источала множество чудес и исцелений.

И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем…

Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует версии (записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма) относит явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.
Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века . В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы.
В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.
Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.
К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна.

Однако в 1936 г. храм был взорван, а икона и другие церковные ценности накануне были вывезены безбожниками в Киев. С тех пор нет сведений о местонахождении Мариупольской иконы Божией Матери. (Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Музее украинского искусства в Киеве.) Обломки Свято-Успенской церкви, вероятно, были положены в основание рядом построенной школы, а на месте самого храма ныне располагается автовокзал.

Икона Божией Матери «Скорбящая» (Крымская)

Иcтория явления этого чудотворного образа началась в 1998 году, когда прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района Феодосия Денисенко пожертвовала в храм икону Божией Матери – тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время Божественной Литургии, через открытые Царские Врата бывшая хозяйка иконы увидела ее и не узнала – таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с вопросами – где и когда так хорошо отреставрировали темную икону. Священник был удивлен не менее прихожанки, поскольку он и не прикасался к образу.

Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне – художники, ученые, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стерт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Ее печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая – 20×16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы) начала ХХ века. Аналоги этой иконы неизвестны, четко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвяой Богородицы Скорбящая».

Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.

В Свято-Троицком кафедральном соборе (ныне Свято-Троицкий женский монастырь) был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 6 ноября, в день почитания иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. И ныне Господь являет Свои чудотворения по молитвам ко святому образу Богоматери «Скорбящая».

Скорби свои принесем Богородице

(посвящается празднику иконы Богородицы (Скорбящая)
в Свято-Троицком женском монастыре)

Есть у нас надежное пристанище – Пресвятая Матерь Божия. Ее чудотворные иконы защищали и спасали и отдельных людей, и целые народы. В житейских неурядицах, в горе и болезни молятся люди у святых образов, прося помощи и защиты. Наши предки не стали бы говорить: «Я пойду к иконе Богородицы», они говорили: «Я пойду к Богородице». Они понимали, что, предстоя перед иконой Богоматери, действительно предстоят перед Пречистой, и происходит реальная встреча. Святые отцы, установившие догмат иконопочитания, писали что, «обращаясь к образу, ты вступаешь в общение с Первообразом».

Сколько чудотворных икон даровала нам Пресвятая Богородица! В сонме этих великих святынь есть и наша, крымская святыня, так чудесно просиявшая 14 лет назад в скромном селе. Иногда за тысячи километров едут люди помолиться у чудотворных икон – не каждому городу дана такая благодать. А мы, крымчане, зачастую и не сознаем, что дивный образ – рядом с нами, в нескольких десятках километров, через несколько кварталов или буквально в двух шагах. Стоит только переступить порог Свято-Троицкого женского монастыря – и встретит нас Пресвятая Богородица прекрасной своей иконой «Скорбящей».

Тих и благодатен этот образ. На синем одеянии Богородицы – мафории – контур церковных куполов. Молитвенно сложены руки Богоматери. Кажется, что Ее огромные глаза полны непролившихся слез. Она, так страдавшая Сама, сострадает нашим страданиям и печалям, скорбит с нами о наших грехах. Обращайтесь к Ней – и Она обязательно подаст нам Свою Небесную помощь.


Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина). Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.

Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.

Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.

В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.

Однако Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Через Свое невидимое присутствие Она стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.

В 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита, или Панагии. В пещерной церкви и ущельях было построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.

В кон. XIX – нач. XX в. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost