20.01.2024

Сергей есенин. Поэт сергей есенин Сергей есенин кем хотел сделать его отец


Прежде чем выяснять, кем были родители Есенина, надо честно признаться, что весь рассказ все равно в итоге сведется к жизни и творчеству самого поэта. А о нем можно писать бесконечно, ведь поклонников всегда интересовали люди, которые повлияли на формирование его личности, и та среда, в которой вырос этот уникальный русский самородок, по своей величине близкий Пушкину и Лермонтову, тропа любви к которому и по сей день не зарастает.

Родина

День рождения Есенина прошел в живописном уголке России 3 октября 1895 года. Этот великолепный есенинский край сегодня каждый день принимает огромное количество посетителей. Будущий поэт появился на свет в Константиново (Рязанская область), в старинном селе, которое привольно раскинулось среди лесов и полей на правом берегу Оки. Природа этих мест богом вдохновенна, не зря именно здесь родился гений с преданной русской душою.

Дом Есенина в Константиново уже давно стал музеем. Широкие ковры заливных лугов и живописные низменности у реки стали колыбелью поэзии великого поэта. Родина была главным источником его вдохновения, к которому он постоянно припадал, черпая силу русской любви к отчему дому, русскому духу и своему народу.

Родители Есенина

Отец поэта, Александр Никитич Есенин (1873-1931 гг.) с юности пел в церковном хоре. Он был крестьянином, но для крестьянского дела совсем не годился, поскольку толком и лошадь запрячь не мог. Поэтому и уехал работать в Москву к купцу Крылову, который держал мясную лавку. Александр Есенин был очень мечтательным. Он мог долго задумчиво сидеть у окна, очень редко улыбался, но при этом мог рассказывать такие смешные вещи, что все кругом катались со смеху.

Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова (1873-1955 гг.), тоже была из крестьянской семьи. Она почти всю свою жизнь прожила в Константиново. Рязанская область практически пленила ее. Татьяна Федоровна дала своему сыну Сергею силу и уверенность в таланте, без этого он никогда бы не решился ехать в Петербург.

Родители Есенина не были счастливы в браке, однако мать всю свою жизнь жила с тяжелым сердцем и жуткой болью в душе, и на то были серьезные причины.

Брат Александр Разгуляев

Не каждый знает, но рядом с могилой поэта на Ваганьковском кладбище есть и могила сводного брата Есенина по матери - Александра Ивановича Разгуляева. Все дело в том, что Татьяна Федоровна, будучи еще очень молодой, вышла замуж за Александра Никитича не по любви. Родители Есенина как-то сразу не поладили. Отец сразу же после свадьбы вернулся в Москву, в мясную лавку купца Крылова, где до этого работал. Татьяна Федоровна была женщиной с характером и не уживалась ни с мужем, ни со свекровью.

Сына Сергея она отправила на воспитание к своим родителям, а сама в 1901 году уехала подрабатывать в Рязань и там встретила, как ей тогда показалось, свою большую любовь. Но наваждение быстро прошло, и от этой грешной любви родился сын Александр (1902-1961 гг.).

Татьяна Федоровна хотела получить развод, но муж не давал. Мальчика ей пришлось отдать кормилице Е. П. Разгуляевой и записать на ее фамилию. С этой минуты жизнь ее превратилась в кошмар, она страдала и тосковала по малышу, иногда навещала его, но забрать не могла. Сергей Есенин узнал о нем в 1916 году, но встретились они лишь в 1924-ом в доме деда - Федора Титова.

Александр Никитич Есенин писал своей старшей дочери Екатерине, которая тогда жила у Бениславской, чтобы не принимали они к себе Александра Разгуляева, так как ему было очень больно переносить это. Обида на мать была и в сердце поэта. Хотя он и понимал, что брат Александр ни в чем не виноват, однако теплых отношений у них тоже не было.

Александр Иванович Разгуляев, конечно же, гордился своим братом. Он прожил жизнь скромного труженика железной дороги, воспитавшего четверых детей. Все свои жуткие воспоминания о сиротском детстве он описал в «Автобиографии».

Сестры

У Есенина были и двое любимых сестер: Екатерина (1905-1977 гг.) и Александра (1911-1981 гг.). Екатерина вслед за братом из Константиново отправилась в Москву. Там она помогала ему в литературно-издательских делах, а потом после его смерти стала хранительницей его архивов. Екатерина вышла замуж за близкого друга Есенина - Василия Наседкина, репрессированного и казненного НКВД в 1937 году по сфабрикованному «делу литераторов». Сама получила срок два года. Умерла от инфаркта в Москве.

Вторую сестру звали Александрой. Она тоже много труда и усилий приложила для создания музеев Есенина, предоставляя фотографии, рукописи и другие ценные семейные реликвии и экспонаты. Разница с братом у нее была 16 лет. Он ласково называл ее Шуренкой. В конце 1924 года, вернувшись из-за границы, он забрал ее к себе в Москву. Мать благословила ее Тихвинской иконой Божией Матери, которая сейчас находится в музее Есенина в Москве. Поэт обожал своих сестер и получал огромное удовольствие от общения с ними.

Дедушка и бабушка

Есенин долгое время воспитывался у родителей своей матери. Бабушку звали Наталья Евтихиевна (1847-1911гг.), а дедушку - Федор Андреевич (1845-1927 гг.) В их семье, кроме внучка Сережи, жили еще трое их сыновей. Именно благодаря своей бабушке Есенин познакомился с народным фольклором. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. Сам поэт признавался, что именно бабушкины рассказы подтолкнули его к написанию первых стихов. Дед Федор был человеком верующим, хорошо знающим церковные книги, поэтому каждый вечер в их доме были чтения.

Переезд к отцу

Окончив Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу в 1912 году и получив диплом учителя школы грамоты, Есенин сразу переехал к отцу в Москву на ул. Щипок в Большой Строченовский переулок д. 24 (сейчас там расположен музей Есенина).

Александр Есенин был рад его приезду и думал, что сын будет ему надежным помощником, но очень огорчился, когда тот объявил ему, что хочет стать поэтом. Сначала он помогал отцу, но затем начал воплощать свои идеи в жизнь и устроился в типографию И. Д. Сытина. А дальше не будем в очередной раз пересказывать всю его биографию, которая и так уже достаточно известна, а лучше постараемся понять, что же это был за человек.

Похабник и скандалист

О нем часто говорили много нелицеприятных вещей. Дебош и пьянство действительно были не редкостью в жизни поэта, но к своему таланту и служению поэзии он относился достаточно серьезно и с большим уважением. По утверждениям самого поэта и со слов близких ему людей, например, таких как Илья Шнейдер, в нетрезвом виде он не писал.

Как поэт совести он не смог молчать и, чувствуя боль за страну, которая погружалась в полный беспредел, разруху и голод, стал использовать свои стихи как орудие против власти («Отговорила роща золотая. », «Мы теперь уходим понемногу. », « Русь Советская» и «Русь уходящая»).

Последнее произведение его носило символичное название - «Страна негодяев». После его написания жизнь Есенина резко изменилась, его стали травить и обвинять в дебоширстве и пьянстве. Поэта неоднократно допрашивали люди из ГПУ, которые «шили» ему дело. Сначала хотели уличить его в антисемитизме, потом еще были какие-то наработки. Внучка Льва Толстого Софья зимой 1925 года помогла ему скрыться от преследований, договорившись с заведующим профессором Ганнушкиным о предоставлении поэту отдельной палаты. Но нашлись осведомители, и Есенина опять »взяли на мушку». 28 декабря его зверски убивают под маскировкой самоубийства.

Семья Есенина

С 1914 года Есенин жил в гражданском браке с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.). Она родила ему сына Юрия, который, окончив Московский авиационный техникум, проходил военную службу в Хабаровске, но его расстреляли в 1937 году по ложному обвинению. Мать умерла, так и не узнав о судьбе сына.

В 1917 г. поэт обвенчался с Зинаидой Райх - русской актрисой и будущей женой режиссера В. Э. Мейерхольда. Семья Есенина обзавелась еще двумя детьми: Татьяной (1918-1992 гг.), которая потом стала писательницей и журналисткой, и Константином (1920-1986 гг.), ставшим журналистом и футбольным статистиком. Но у супругов опять что-то не сложилось и в 1921 году они официально развелись.

Практически сразу же произошла встреча Есенина с американской танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился через полгода. Вместе они объездили Европу и США. Но по возвращении на родину, к сожалению, расстались.

Драматическая история разыгралась с секретарем Есенина Галиной Бениславской, которая была его настоящим и верным другом в самые тяжелые для него моменты. С ней он встречался и иногда проживал у нее. Они познакомились в 1920 году. После смерти поэта в 1926-ом она застрелилась у него на могиле на Ваганьковском кладбище. Ее похоронили рядом с ним.

У Есенина был также внебрачный сын от поэтессы Надежды Давыдовны Вольпин - Александр. Он родился 12 мая 1924 года, во взрослом возрасте эмигрировал в США и стал ученым-математиком. Умер Александр совсем недавно - в марте 2016 года в Бостоне.

Последние семейные отношения Есенин строил с Софьей Толстой. Ему захотелось начать новую жизнь, однако смерть оборвала все планы. В день рождения Есенина, 3 октября 2015 года, вся страна отмечала 120 лет. Столько бы исполнилось этому талантливому поэту.

Эпилог

В ленинградскую блокаду сын Есенина Константин, воевавший на фронте и выпросивший увольнительную, в один из сумрачных дней 1943 года появился на перекрестке Невского и Литейного проспектов. Солдатик в нахлобученной пилотке, протертой и прожженной шинели неожиданно увидел, что работает магазин «Старой книги», и без всякой цели просто зашел в него. Он стоял и рассматривал умные книги. После вонючих болот и осклизших траншей оказаться среди книг для него было почти блаженством. И вдруг к продавщице, у которой было сильно уставшее и носившее следы голода и тяжелых переживаний лицо, подошел человек и спросил у нее, не будет ли у них томика Есенина. Она ответила, что сейчас его книги являются большой редкостью, и человек сразу ушел. Константина удивило, что в блокаду, в суровой и отчаянной жизни кому-то понадобился Есенин. И что удивительно, в магазине именно в ту минуту в обмотках и грязных ботинках рядом оказался солдат Константин Есенин -сын поэта.

«Секс-идол России на все времена, он изнывал от тоски безразличия… его женщины его любили, а он их не любил…» Как вы думаете, о ком это написано? Нет, это не про актера и не про стриптизера. Эти слова, опубликованные год назад, — о Сергее Есенине. Принадлежат они редактору одного из литературных альманахов - и ничего тут не добавишь… Поэту и при жизни, и после смерти везло на такого рода респондентов. В их доморощенных головах рождались разные отзывы о нем, о его лире-душе, которая каким-то непостижимым образом расцветала в беспробудном пьянстве, разгульном образе жизни и в психиатрических больницах. Как ничтожна толпа в своем понимании Гения. Какую благую почву подготовила она для того, чтобы преступление века стало самоубийством.

Константиново - истоки многозвучного, яркого, самобытного есенинского мира. Светлое, зеленое, привольное село на рязанской земле. Церковь на холме, часовня, родник. Барский дом с огромным, красивым садом и ряды опрятных крестьянских домов, среди них и два дома дедов поэта - Никиты Осиповича Есенина (по отцу) и Федора Андреевича Титова (по матери), людей уважаемых и трезвых. Последнего, как вспоминала Катя, сестра Есенина, знала вся округа: «умен в беседе, весел в пиру и сердит в гневе, дедушка наш умел нравиться людям…В начале весны дедушка уезжал в Питер и плавал на баржах до глубокой осени… В благодарность Богу за удачное плавание дедушка поставил перед своим домом часовню. У иконы Николая Чудотворца под праздники в часовне всегда горела лампада. После расчета с Богом у дедушки полагалось веселиться. Бочки браги и вино ставились около дома.

«Пейте! Ешьте! Веселитесь, православные! Нечего деньгу копить, умрем - все останется…» В доме этого деда, Федора Андреевича, сыграли свадьбу родители Есенина - Татьяна Федоровна и Александр Никитич. В этом же доме жил Сергей ребенком, когда у отца с матерью был большой разлад, и та перед отъездом в город принесла двухгодовалого, беспокойного и очень слабенького сына в родительский дом. Здесь его выходили, полюбили, особенно бабушка Наталья Евтихиевна, которая была «на все руки»: холсты ткала, пироги с брусникой пекла, дом содержала в чистоте и красоте. А сколько сказок она знала - не переслушать. «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос…» - вспоминал Есенин о своих чудесных, в любви и ласке прожитых, пяти годах жизни - с трех до восьми, таких важных в жизни каждого. Сколько тепла и красоты пришло вместе с тем временем к Сергею: «…Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну…» И сколько образов константиновской природы принесет поэт в свои чистые стихи… («Гей вы, рабы, рабы!// Брюхом к земле прилипли вы. // Нынче луну с воды // Лошади выпили». «Небесный барабанщик», 1918 год).

В земской четырехлетке добрую опеку над Сергеем поделил с его дедом сельский священник Иван Яковлевич Попов. Вдовец, растивший дочь и еще нескольких приемных детей, он отвадил его, уже подросшего и шаловливого, от улицы и первым приметил необычность ученика. В доме отца Ивана в 1907-1908 годах «тихий отрок, чувствующий кротко» читал свои первые стихи успешному столичному студенту Николаю Сардановскому, родственнику сельского священника. Стихи, вспоминал Николай, были о сельской природе…

Четырехлетку Есенин окончил в 1909 году с отличием и по ходатайству отца Ивана был отправлен в церковно-учительскую школу в Спас-Клепики, где началась почти взрослая жизнь, далекая от дома, неприветливая, с общей спальней на сорок коек, с драками среди однокашников. И здесь, когда Сергей не знал, куда преклонить голову, рядом вновь появляется родной по духу человек - Гриша Панфилов, который тоже учился в этой школе, но жил дома, с родителями, в Спас-Клепиках. Они сошлись быстро и общались так, будто давно друг друга знали: о стихах, о литературе, о Льве Толстом, о том, что надо бы съездить в Ясную Поляну и почтить его память, обо всех своих переживаниях и первых увлечениях. Сергей часто бывал дома у Гриши и прикипел к нему всей душой. Когда же в 1914 году друг умер от чахотки - земля ушла из-под Сергея. Гриша, Гриша… Как поддержал он драгоценного однокашника, уехавшего в Москву . Сколько добрых писем отправил, чтоб не было тому одиноко. Это ему, Грише Панфилову, писал Сергей: «Москва - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее...»

Но постепенно семнадцатилетний Есенин начал привыкать к столице. Экспедитор в книготорговом товариществе «Культура», суриковец (участник Суриковского литературно-музыкального кружка, при котором «открывались» таланты), подчитчик, потом и корректор, в типографии Сытина, слушатель историко-философского курса в Университете Шанявского и, наконец, молодой отец. В декабре 1914 года у него родился сын Юра.

Первая гражданская супруга Есенина, Анна Изряднова, работала вместе с поэтом в типографии Сытина и прожила с ним совместно совсем немного. Но это никак не помешало ей сохранять отношения с Есениным. Двери ее дома были открыты для него всегда. Анна Романовна оставила интересный словесный портрет совсем молодого поэта: «Он только что (в 1913 году. - Прим. ред.) приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив…» Надо сказать, что воспоминания о Сергее Александровиче оставили практически все спутницы его жизни. (Исчезли только дневники Зинаиды Райх, первой официальной жены.) И все они были на редкость очаровательными, умными, талантливыми, сыгравшими свои роли в его личной и творческой судьбе. Так что говорить о том, что Есенина женщины любили, а он не любил, как-то неестественно и странно. Возможно, в его истории любви нет такого испепеляющего чувства, как, например, у Александра Блока, и посвящений своим избранницам он практически не делал, разве что Августе Миклашевской. Но проникновенному читателю не нужно отыскивать чувства в его стихах, без чувств стихов не бывает.

То, что Есенин никого не любил - это один из многих стереотипов, созданных о нем еще современниками. Известны такие высказывания, что у поэта было три любви: к России, стихам и славе. Да, и это объяснимо, ведь большие чувства возникают, «когда душу вылюбишь до дна»…

О большой субъективности современников в оценках Есенина свидетельствуют и составленные ими есенинские портреты. Зинаида Гиппиус увидела его таким: «Ему 18 лет. Крепкий, среднего роста. Сидит за стаканом чая немного по-мужицки, сутулясь; лицо обыкновенное, скорее приятное; низколобый, нос «пилочкой», а монгольские глаза чуть косят…» Литературный вождь пролетариата М. Горький рассмотрел в Есенине другое: «Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что не место ему в огромном Петербурге. Такие чистенькие мальчики - жильцы тихих городов, Калуги, Орла, Рязани, Симбирска, Тамбова. Там видишь их приказчиками в торговых рядах, подмастерьями столяров, танцорами и певцами в трактирных хорах…»

А вот воспоминание Г. Иванова: «… На эстраду выходит Есенин в розовой шелковой косоворотке, на золотом пояске болтается гребешок. Щеки подрумянены. В руках букет бумажных васильков. Выходит он подбоченясь, как-то «по-молодецки» раскачиваясь. Улыбка ухарская, но смущенная». Все эти отзывы относятся примерно к одному периоду - появлению Сергея Александровича в Петербурге весной 1915 года, куда он поехал искать встречи с Блоком, о которой давно мечтал. Он надеялся, что большой поэт как-то подсоберет его, подскажет, что делать дальше. Ведь Есенина уже печатают все тонкие московские журналы, не привечают пока лишь толстые, да и «Радуница» - первый сборник стихов - практически готова.

«Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года», - отметит в своем дневнике Блок, который, вежливо встретив его, отправил к С. Городецкому и М. Мурашеву. Последний работал в самой популярной по тем временам газете «Биржевые ведомости».

Сергей Есенин. Петроград, 1916 год

Приезд «златокудрого отрока» в Петербург оказался очень своевременным - его так недоставало крестьянским поэтам Н. Клюеву и А. Ширяевцу, которые были хорошо востребованы на общем фоне возникшего тогда интереса к народничеству. «Поэт-юноша вошел в литературу как равный великим художникам слова», - замечал Клюев, накрепко привязавшийся к рязанскому самородку и «подаривший» ему «свой фальшиво-народный стиль в повадках и разговоре», подчеркивали очевидцы. Стоит представить себе их реакцию на такого необычного, юного, а главное, бесспорно, талантливого рязанского парня посреди литературных салонов и кафе бурлящей поэтами северной столицы. Практически все не преминули отметить театральность Есенина. Зол был и сам Маяковский: «В первый раз я встретил его в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи, и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы». Вот так! Вообще театральность, применительно к Сергею Александровичу, как черту характера поймут только те, кто хорошо знал его и знает сейчас, по прошествии восьмидесяти двух лет после гибели. Знает, то есть принимает, понимает, читает, слышит, чувствует, любит. Кто может представить, пусть не слишком явственно, счастье творца, овладевшего словом. В его театральности - и открытость, и удаль, и желание удивить весь мир тайной прекрасной сути, которая вдруг начала ему открываться. А лапти и лакированные ботинки, косоворотки и цилиндры с тростями - это внешний антураж, под которым скрывались невероятная работоспособность и постоянное желание постигать и познавать.

«Читал он очень много всего… Дочитается до рассвета и не спавши поедет учиться опять. Такая у него жадность была к учению, и знать все хотел…» - вспоминала Татьяна Федоровна, мать поэта, о его первых университетах. «Все свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы…» - писала Анна Изряднова. «Когда этот «скандалист» работал - трудно было себе представить, но он работал в то время крепко», - говорил Н. Полетаев, имея в виду 1921 год.

Вернемся в первый питерский период поэта, который так богат на события, и не только литературные. Весной 1916 года Есенин был призван на военную службу - с Высочайшего соизволения назначен санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, жил в Царском Селе , недалеко от Иванова-Разумника, был представлен ко двору, где его стихи слушали, «затаив дыхание, боясь пропустить слово». Императрице стихи очень понравились, она даже высказала соизволение посвятить следующий сборник ей. Конечно, это безмерно льстило молодому поэту. Но когда «свободомыслящие» коллеги по цеху узнали о том, что на сборнике «Голубень» появится посвящение императрице, Есенина приперли к стене за «гнусный поступок». Он едва успел убрать из набора «Благоговейно посвящаю…» Хотя несколько корректурных оттисков все же просочились в руки библиофилов.

Здесь же, в Царском Селе, Сергей Александрович познакомился с Распутиным, полежал в больнице, где ему вырезали аппендицит, здесь пережил еще одну мобилизацию - уже в советскую пору - на борьбу с белыми. С перепугу, как писал А. Мариенгоф, поэт побежал к комиссару цирков - Н. Рукавишниковой, так как циркачи были освобождены от чести защищать республику. Та предложила ему выезжать верхом на арену и читать какие-то стихи, соответствующие духу времени, сопровождающие пантомиму. Но во время одного из выступлений до того спокойная лошадь вдруг так тряхнула головой, что Есенин от неожиданности «вылетел из седла и, описав в воздухе головокружительное сальто-мортале, растянулся на земле», сказав потом, что он лучше сложит голову в честном бою.

Анатолий Мариенгоф - еще одна жизненная веха Есенина. На первый взгляд были друзья не разлей вода. Но как все не просто обернулось, и многим позднее написанный Мариенгофом «Роман без вранья» стал еще одной порцией в вареве «воспоминаний о поэте».

Зинаида Райх с детьми Костей и Таней

Ну а пока 1917 год - и встреча с Зиной Райх, которую, по словам все того же Мариенгофа, щедрая природа одарила чувственными губами на «круглом, как тарелка» лице, «задом величиной с громадный ресторанный поднос...» - чего в Анатолии было больше, злости или провокации, теперь уже неизвестно. Отношения Сергея с Зиной завязались в поездке на Север, через Вологду, куда всех пригласил общий друг Алексей Ганин. И вскоре в Орел, на родину Райх, полетела телеграмма - выхожу замуж. Все случилось быстро, им было 22 и 23 года. Они обвенчались в одной из церквей на Соловках. Об этом союзе Анатолий Мариенгоф писал: он ее «ненавидел больше всех в жизни, ее - единственную - он и любил…» Любовь Зины и Сергея, по-своему, по-женски, засвидетельствовала еще одна преданная подруга поэта Галина Бениславская: Зинаида Николаевна «ей-богу, внешне «не лучше жабы»… И в нее так влюбиться, что не видит революции?! Надо же!»

Тогда, когда Галина Бениславская записала эти слова в дневнике, еще никто из окружения поэта и предположить не мог, каким эхом отзовется в его судьбе «невидение революции», которая разделит его жизнь (как и жизнь многих, но в данном случае мы говорим о Есенине) на «до» и «после». И вот то, что было «после», постепенно станет приближать его к трагедии 1925 года.

Сразу после октябрьского переворота Есенин оказался не в партии, вспоминал Г. Иванов, но в непосредственной близости к «советским верхам», ведь представить его у Деникина, Колчака или в эмиграции «психологически невозможно». «От происхождения до душевного склада - все располагало его отвернуться от «Керенской России» и не за страх, а за совесть поддержать «рабоче-крестьянскую». Сам Сергей Александрович в автобиографии 1922 года написал, что в РКП никогда не состоял, потому что чувствовал себя гораздо «левее». И, наконец, известная оценка Л. Троцкого: «Нет, поэт не был чужд революции, - он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, - революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой».

Непосредственная близость к «советским верхам» - что это означало в действительности, понять по отзывам нелегко. Суть взаимоотношений поэта с новым миром и новой властью можно отыскать только в его собственных признаниях и, конечно же, в стихах. Но искать - осторожно, не размахивая строчками, вырванными из контекста «Иорданской голубицы»: «Небо - как колокол, // Месяц - язык, // Мать моя - родина, // Я - большевик». Ведь есть и другие мысли: «Злой октябрь осыпает перстни // с коричневых рук берез». Можно ли судить по одному слову из целой фразы? И можно ли все свидетельства очевидцев принимать на веру или, напротив, истолковывать, как удобно? Например, такой эпизод: весной 1918 года на именинах у Алексея Толстого Сергей Александрович, вернувшийся из Питера, ухаживал за некой поэтессой и вдруг простодушно предложил ей: «А хотите поглядеть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою». Блюмкин сидел за этим же столом. Что это было? По мнению В. Ходасевича, Есенин таким образом «щегольнул». Скорее всего, так. Но есть и другие точки зрения.

Или же другая история - про внешнее щегольство - с цилиндрами. Кто только не щипал за них Есенина, упрекая, что тот на Пушкина замахнулся. А ведь цилиндр пришел к поэту сам.

«…В Петербурге шел дождь. Мой пробор блестел, как крышка рояля, - вспоминал Мариенгоф. - Есенинская золотая голова побурела, а кудри свисали жалкими писарскими запятыми. Он был огорчен до последней степени. Бегали из магазина в магазин, умоляя продать нам без ордера шляпу. В магазине, по счету десятом, краснощекий немец за кассой сказал:

Без ордера могу отпустить вам только цилиндры.

Мы, невероятно обрадованные, благодарно жали немцу пухлую руку. А через пять минут на Невском призрачные петербуржане вылупляли на нас глаза, ирисники гоготали вслед, а пораженный милиционер потребовал: «Документы!»

Удивительно, но к 1919 году, времени тотального «переустройства мира» и чудовищного красного террора, у поэта уже было четыре книги: «Радуница» (1916), «Голубень» (1916), «Преображение» (1918) и «Сельский часослов» (1918). При этом нужно учесть, в каких условиях он работал. Н. Полетаев вспоминает, как жил Есенин (в 1918 году) в Пролеткульте, вместе с поэтом Клычковым. Ютились они в ванной комнате купцов Морозовых. Один спал на кровати, а другой в шкафу. А товарищ Есенина Л. Повицкий рассказывал о том, как частенько голодал поэт и как однажды он с Клычковым пришел к нему в гости, и, пока Повицкий пытался собрать на стол, гости махом проглотили большой кусок сливочного масла. Хозяин удивился: как же они смогли съесть его без хлеба? - «Ничего - вкусно!» - ответили гости.

А между тем, по словам В. Маяковского, была одна «новая черта у самовлюбленнейшего Есенина: он с некоторой завистью относился ко всем поэтам, которые органически спаялись с революцией, с классом и видели перед собой большой оптимистический путь», - таких толкований было много. А если к этому прибавить: умело спровоцированные зрителями скандалы Есенина в «Стойле Пегаса», его непосредственное участие в разработке и огласке программы имажинистов, которые, по словам А. Луначарского, злостно надругались над современной Россией, отважную переписку Сергея Александровича с Луначарским, коллективные просьбы имажинистов выпустить их из России, заходы Есенина и Мариенгофа на «Зойкину квартиру» - в так называемый «салон» Зои Шатовой, задержание и привозы Есенина на Лубянку, - то портрет «хулигана» Есенина начинает приобретать отчетливые, выпуклые черты. И попробуйте объяснить публике, что поэта под общий шаблон загнать невозможно. Что же касается имажинизма, то сам поэт говорил на этот счет Ивану Розанову следующее: «Слово о полку Игореве» - вот откуда, может быть, начало моего имажинизма». Да и можно ли «поместить» Есенина в какое-либо художественное направление, литературную школу? Его поэзия - вне школ.

Многое происходящее тогда в «Стойле Пегаса» можно объяснить эпатажным состоянием, желанием «зажечь» публику. Что-то - озорством. Иначе как отнестись, например, к эпизоду, когда Есенин отправился просить для имажинистов бумагу, находившуюся на строжайшем учете, к дежурному члену президиума Московского Совета. Для визита он надел длиннополую поддевку, причесал волосы на крестьянский манер и, стоя перед ответственным лицом без шапки, кланяясь, специально окая, просил «ради Христа» сделать «божескую милость» и дать ему бумаги «для крестьянских стихов». Белокурому Лелю, конечно, не отказали.

Но было в этом «имажинистском» периоде и много другого, отнюдь не для забавы. «…Слышите ль? Слышите звонкий стук? // Это грабли зари по пущам.// Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего», - читал поэт со сцены кафе. (Потом, как известно, появится и «страна грядущего» - незаконченная пьеса «Страна негодяев».) Далее, из той же поэмы «Кобыльи корабли»: «О, кого же, кого же петь // В этом бешеном зареве трупов?»

Такие строки становились нужной информацией для тех, кто под видом любителей поэзии приходил в кафе, но главные события «антисоветской» жизни Есенина еще впереди.

А пока - 1921 год. Встреча с Айседорой Дункан. Их роман, начиная со знакомства, - сплошь лавстори со всеми подобающими комментариями. «По окончании танца он вскочил с места и на огромном зеркале, идущем во всю стену, острым камешком своего кольца начертил два четких слова: «Люблю Дункан»… Мировая знаменитость, избалованная непрестанными успехами, очевидно, первый раз в жизни столкнулась с подобным выражением восторга», - записал со слов очевидцев Вс. Рождественский. А вот другой рассказ - будто Дункан, быстро заприметившая голубоглазого парня, обратилась с вопросом к «декадентскому батьке» С. Полякову: Кто этот юноша с таким порочным лицом? И их немедленно познакомили.

Роман закружился быстро. Публика перебирала разные версии такого союза: позарился на благополучие, захотелось большей славы, знаменитой персоны в своей биографии и т. д. Надежда Вольпин, еще одна гражданская супруга поэта, родившая ему сына Александра, судила об их взаимоотношениях иначе. Она поверила в искреннюю страстную любовь Айседоры и в сильное влечение Есенина. И конечно, как полагается женщине, не обошлась без эмоций: «Есенин, думается, сам себе представлялся Иванушкой-дурачком, покоряющим заморскую царицу». И пусть так. Айседора появилась вовремя. Поэт пребывал не в лучшем расположении духа, он устал от прежних друзей, от окололитературных перипетий, от той правды жизни, которая приходила к нему с каждым новым днем, замыкался в себе и сам откровенно признавался: «…Очень уж я устал, а последняя моя запойная болезнь совершенно меня сделала издерганным». В этом же 1921 году Есенин закончил драматическую поэму «Пугачев»:

«…Нет, это не август, когда осыпаются овсы, // Когда ветер по полям их колотит дубинкой грубой.// Мертвые, мертвые, посмотрите, кругом мертвецы, // Вон они хохочут, выплевывая сгнившие зубы»…

Заморская жар-птица подхватила поэта и понесла над морями и океанами. Берлин , Париж , Нью-Йорк и вновь - Европа. И на «том берегу» к нему пришла еще одна правда: «… на кой черт людям нужна эта душа, которую у нас в России на пуды меряют. Совершенно лишняя штука эта душа, всегда в валенках, с грязными волосами… С грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе: застегни, Есенин, свою душу, это так же неприятно, как расстегнутые брюки», - писал он из Нью-Йорка А. Мариенгофу.

Полковник МВД, Эдуард Александрович Хлысталов, много лет проработавший следователем на Петровке, 38, занимался вопросом о гибели Сергея Есенина. Вот лишь несколько выводов из его частного расследования: «...В заключении о причинах гибели Есенина судмедэксперт Гиляревский написал: «На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфикции, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавливание на лбу могло произойти от давления при повешении. Темно-фиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время. Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным и, как поверхностные, влияния на смерть не имели»… Сомнение в подлинности акта вызвано следующим.

1) Акт написан на простом листе бумаги без каких-либо реквизитов, подтверждающих принадлежность документа к медицинскому учреждению. Он не имеет регистрационного номера, углового штампа, гербовой печати, подписи заведующего отделением больницы или бюро экспертиз.
2) Акт написан от руки, торопливо, со смазанными, не успевшими просохнуть чернилами. Столь важный документ… судмедэксперт обязан был составить в двух и более экземплярах. Подлинник обычно отправляется дознавателю, а копия должна остаться в делах больницы.
3) Эксперт обязан был осмотреть труп, указать на наличие телесных повреждений и установить их причинную связь с наступлением смерти. У Есенина были многочисленные следы прежних падений. Подтвердив наличие под глазом небольшой ссадины, Гиляревский не указал механизма ее образования. Отметил наличие на лбу вдавленной борозды длиною около 4 сантиметров и шириною полтора сантиметра, но не описал состояние костей черепа. Сказал, что «давление на лбу могло произойти от давления при повешении», но не установил, прижизненное это повреждение или посмертное. И самое главное - не указал, могло ли это «вдавление» вызвать смерть поэта или способствовать ей и не образовалось ли оно от удара твердым предметом...
4) Выводы в акте не учитывают полной картины случившегося, в частности, ничего не говорится о потере крови погибшим.
5) Судмедэксперт отмечает, что «покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время», а сколько часов, не указывает. По заключению Гиляревского смерть поэта могла наступить и за двое суток, и за сутки до обнаружения трупа… Поэтому утверждение, что Есенин погиб 28 декабря 1925 года, никем не доказано и не должно приниматься за истину.
6) В акте ни слова не сказано об ожогах на лице поэта и о механизме их образования. Создается впечатление, что акт Гиляревским написан под чьим-то нажимом, без тщательного анализа случившегося.... Сомнение в подлинности акта возникает еще и потому, что мною найдена в архивах выписка о регистрации смерти С. А. Есенина, выданная 29 декабря 1925 года в столе загса Московско-Нарвского Совета. (Эти сведения подтверждены руководством архива загсов г. Ленинграда.) В ней указаны документы, послужившие основанием для выдачи свидетельства о смерти. В графе «причина смерти» указано: «самоубийство, повешение», а в графе «фамилия врача» записано: «врач судмедэксперт Гиляревский № 1017». Следовательно, 29 декабря в загс было предъявлено медицинское заключение Гиляревского под номером 1017, а не то, что приобщено к делу, - без номера и других атрибуций. Следует иметь в виду, что загс без надлежащего оформления акта о смерти свидетельства не выдаст. Поэтому можно категорически утверждать, что было еще одно медицинское заключение о причинах трагической гибели С.А. Есенина, подписанное не одним Гиляревским».

Следует добавить, что после 1925 года судьба А.Г. Гиляревского неизвестна, его супруга была репрессирована и также пропала без вести.

А в Москве, после его отъезда, уже названная выше подруга поэта Галина Бениславская заболела - с неврастенией в острой форме прибыла на лечение в санаторий в Покровском-Стрешневе. О себе записала: «Всю ночь было мучительно больно… Как зуб болит - мысль, что Е. любит эту старуху, и что здесь не на что надеяться». Галина была очень привязана к Есенину, сносила все сложности его творческой натуры и действительно помогала. Достаточно сказать, что после размолвки Есенина с имажинистами, а главное - с А. Мариенгофом, она приютила его, а потом и обеих сестер поэта, Екатерину и Александру. Все жили в одной комнатенке, Бениславская взяла на себя хлопоты по хозяйству, а сама частенько спала на полу под столом - метров не хватало. Помощь ее была неоценима и в другом деле, похоже, что именно она, будучи связанной с ВЧК, несколько раз решала его проблемы с арестами. (Кстати, интересен факт, что в 1924 году у нее появился тайный поклонник - сын Троцкого Лев Седов, что после гибели Есенина Галина заливала горе вином, что в годовщину смерти поэта она застрелилась у него на могиле.)

Вернулся Сергей Александрович в Москву в августе 1923 года и глубоко погрузился, как пишет В. Ходасевич, в нэповское болото, «ощутив всю позорную разницу между большевистскими лозунгами и советской действительностью даже в городе, - Есенин впал в злобу». Начались его кабацкие скандалы и выступления, одно из которых закончилось товарищеским судом над четырьмя поэтами: С. Есениным, П. Орешиным, С. Клычковым и А. Ганиным. Их обвиняли в том, что за разговором в пивной об издании журнала они оскорбили постороннего человека, назвав его «жидовской мордой». Друзья же уверяли, что оскорбленный их подслушивал. В результате обвинитель Л. Сосновский, единомышленник Л. Троцкого и один из организаторов расстрела царской семьи, увидел в произошедшем проявление антисемитизма. А в газете «Рабочая Москва» от 12 декабря 1923 года рабкоры написали, что дело четырех поэтов вскрыло нам язву, «которую нужно раз и навсегда вылечить или отсечь». Ситуация оказалась более чем серьезной, и это, конечно, знал Л. Сосновский. По принятому в 1918 году Декрету «О борьбе с антисемитизмом», у виновных было два пути: лагерь или расстрел. За поэтов вступились В. Полонский, В. Львов-Рогачевский, А. Соболь, уверяя слушающих, что обвиняемые не являются антисемитами, что произошло досадное недоразумение. (После похорон С. Есенина А. Соболя найдут у памятника Достоевскому с простреленной головой.) В результате четверке объявили общественное порицание. И тем не менее это было начало конца. После ряда событий с Алексеем Ганиным, как и с Сергеем Есениным, расправятся в 1925 году. Ганина расстреляют, к делу приобщат написанные им тезисы «Мир и свободный труд народам», в которых он заявил, что Россия уже несколько лет находится в состоянии смертельной агонии, что ясный дух русского народа предательски умерщвлен. Петр Орешин и Сергей Клычков ненадолго переживут друзей: первого расстреляют в марте 1937 года, второго - в октябре этого же года…

По окончании товарищеского суда Сергей Александрович, конечно же, понял, что этот спектакль был разыгран неспроста. И все же он отвечает всем участникам действа статьей под названием «Россияне»: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством...» - писал поэт, упоминая далее и Сосновского, и Троцкого. Последний запечатлен и в поэтических образах, в неоконченной пьесе «Страна негодяев», где один из героев - комиссар Чекистов (он же Лейбман) - прибыл, по замыслу автора, из Веймара в Россию «укрощать дураков и зверей» и «перестроить храмы божие в места отхожие». Прототип Чекистова не кто иной, как Лейба Троцкий, живший в эмиграции в городе Веймар.

Дальнейшие события все более приближали поэта к трагическому финалу. Руку к этому приложили и былые друзья-товарищи. Имажинисты, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, не только не пришли в зал товарищеского суда, чтобы собственным присутствием засвидетельствовать лживость предъявляемых Есенину обвинений, но более того, они написали письмо в редакцию журнала «Новый зритель», всячески открещиваясь от поэта. (А зачем он был теперь им нужен? В кафе Мариенгофа, в «Стойле Пегаса», куда публика валила на Есенина и тем самым делала хорошие выручки, он больше не появлялся.)

Художник Сварог (В.С. Корочкин), делавший в номере гостиницы рисунок погибшего Есенина, рассказывал своему другу, журналисту И.С. Хейсину, следующее: «Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).

В том письме коллеги по цеху излагали следующее: «После известного всем инцидента, завершившегося судом… у группы наметилось внутреннее расхождение с Есениным… Есенин в нашем представлении безнадежно болен физически и психически…» А поэт в это время, с 17 декабря 1923 года до конца января 1924-го, пребывал в санаторном отделении психиатрической больницы имени Шумского. Туда Есенина уложила Бениславская, опасаясь за его здоровье и жизнь: он все чаще стал говорить о врагах, которые его преследуют. (Дело № 10055 заведено на С.А. Есенина в МЧК по борьбе с контрреволюцией и преступлением, передано в Совнарсуд 27.01/1920 г.) После больницы в январе 1924-го его арестовали вместе с Ганиным в кафе «Домино». Сергея Александровича удалось вытянуть и вновь уложить в больницу, после которой он уезжает в Ленинград, далее - в путешествие на Кавказ, с 3 сентября 1924 года по 1 марта 1925-го. Видимо, это путешествие спасло его от того, что он не оказался в одной связке обвинений с Ганиным, которому вменялась контрреволюционная деятельность. На Есенина тоже были заведены дела, он обвинялся по статьям 88, 57 и 176 Уголовного кодекса - публичное оскорбление представителей власти, контрреволюционные действия и хулиганство.

В конце июля 1925 года поэт вновь уезжает. На этот раз с Софьей Толстой, внучкой Льва Николаевича, он оказывается в Баку… И все эти путешествия, весь последний год его жизни - есть бег. От себя, от своего окружения, от С. Толстой, от властей, от болезни. «Господи! Я тебе в сотый раз говорю, что меня хотят убить! Я как зверь чувствую это!» - говорил он ленинградскому поэту-имажинисту В. Эрлиху.

Тревожное поведение поэта тогда заметили многие. Не изменилось оно и после клиники для нервнобольных, откуда Есенин сбежал, лелея план отбыть в Ленинград и начать новую жизнь. Он заранее телеграфировал В. Эрлиху найти 2- 3 комнаты - хотел потом перевезти сестер. Перед отъездом он заглянул к Мариенгофу - помириться, к детям - Тане и Косте (их матери - Зинаиды Райх не было дома). Говорят, что он был полон планов, хотел создать свой журнал и работать, чтоб никто, даже друзья, не мешали. Но 27 декабря 1925 года его не стало, в номере гостиницы «Англетер» поэт был найден повешенным. По официальной версии - он покончил жизнь самоубийством.

По неофициальной - его убили. И не верить этому нет причин. Все, что связано с расследованием обстоятельств его смерти, до сих пор является темной, постыдной историей с путаными, противоречащими показаниями «свидетелей», грубыми нарушениями ведения дела по факту смерти, ненадлежащей документацией. О том страшном дне сохранилось несколько воспоминаний, в которых очевидна мысль об убийстве. Муж сестры Есенина, Екатерины, В. Наседкин (расстрелян, как и П. Орешин, в марте 1938 года), придя домой из «Англетера», сказал, что на самоубийство это непохоже, «такое впечатление, что мозги вылезли на лоб». Сохранились и посмертные фотографии Есенина (в том числе и негативы), сделанные М. Наппельбаумом, на некоторых из них отчетливо видно проникающее ранение под правой бровью, не отмеченное в акте судебно-медицинской экспертизы. Следы борьбы видны и на фотографии номера гостиницы, где погиб Сергей Александрович: в комнате все перевернуто, на ковре и канделябре - пятна крови. Неестественной многим показалась и поза погибшего: закостеневшая правая рука согнута в локте, «специалисты» делали вывод, что поэт хватался рукой за батарею… Но здесь не нужно быть специалистом, чтобы понять - висельник не сможет согнуть руки в локтях, в минуту удушения от петли тело обвисает мешком.

Будет ли когда-нибудь сказана правда?

голова масло

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1895-1925

Родился в селе Константинове, Рязанской губернии.

В 1912 переехал в Москву, где служил у купца его отец.

«С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921).

В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством». (протестую!убили его(()

ЕСЕНИН АЛЕКСАНДР НИКИТИЧ (1873-1931) – отец поэта С. А. Есенина]

Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви

на улице Щипок, находилась мясная лавка, где работал старшим приказчиком отец Сергея Есенина Александр Никитич и куда в 1912 году поступил работать и где работал и Сергей Есенин конторщиком, когда переехал из своего села Константиново в Москву. А жил он с отцом недалеко от улицы Щипок в Большом Строченовском переулке, в доме Крылова, 24, в общежитии "холостых приказчиков"... Правда, через некоторое время он бросил мясную лавку (какой из него мясник?! и какой конторщик?!) и уехал назад в Константиново, но скоро опять вернулся в Москву и какое-то время работал продавцом в книжном магазине в районе Страстной площади. А в 1913 году устроился помощником корректора, подчитчиком, в типографии "Товарищество И.Д. Сытина" на Пятницкой улице, 71... А потом ушел, как говорится, на вольные хлеба.

ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА ЕСЕНИНА (ТИТОВА; 1865-1955) - мать поэта, образ которой прошел через все его творчество.

НАТАЛЬЯ ЕВТИХИЕВНА ТИТОВА (1847-1911) – бабушка Есенина (мать Татьяны Федоровны)

Титов Федор Андреевич (1845-1927), дед Есенина по матери

ТИТОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ, дядя Есенина по матери

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЕСЕНИНА -старшая сестра(1905-1977).

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА ЕСЕНИНА - младшая сестра (1911-1981).

Есенин Илья Иванович (1902-1942?), двоюродный брат поэта

Есенина Ольга Александровна (1898-1901

Наседкин Василий Федорович (1895-1938), поэт, муж Е. А. Есениной

ПЕРВАЯ ЖЕНА АННА ИЗРЯДНОВА 1891-1946

ЕСЕНИН ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) СЕРГЕЕВИЧ родился 21 декабря 1914 в Москве. Закончил Московский авиатехникум.

Отец – СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН , поэт (1895-1925),

мать – АННА РОМАНОВНА ИЗРЯДНОВА (ум. 1946).

(Сивцев Вражек, 44, кв. 14 по которому проживала Анна Изряднова, ее сын Георгий Есенин и временно, в 1938 -- 1939 годах, была прописана мать Есенина, Татьяна Федоровна)

4 апреля 1937 года Юрий Есенин был арестован на Дальнем Востоке, (где проходил воинскую службу), как «активный участник контреволюционной фашистко-террористической группы», по приказу зам. наркома внутренних дел Я. Агранова. 18 мая Есенин был доставлен в Москву на Лубянку. Подвергся массированной психологической обработке сотрудников НКВД и подписал все обвинения в свой адрес. 13 августа 1937 года Ю. Есенин был расстрелян.

В 1956 году Юрий Есенин посмертно реабилитирован.

ВТОРАЯ Жена ЗИНАИДА РАЙХ:

12 августа 1917 году в Кирико-Улитовской церкви Вологодского уезда обвенчались Сергей Есенин и Зинаида Райх(1894-1939)

Дети: Татьяна и Константин

ЕСЕНИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (29 мая 1918 года-6 мая в 1992 Боткинское кладбище в Ташкенте) русская писательница-фантастка.

Отец - поэт Сергей Есенин. Мать - актриса Зинаида Райх. Жила в Ташкенте.Член Союза писателей. Директор музея Сергея Есенина.

ЕСЕНИН КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (03.02.1920, Москва - 26.04.1986, Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище. Был известным футбольным статистиком. Сын Зинаиды Райх

4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Бениславской

Бениславская Галина Артуровна (1897-1926)

ТРЕТЬЯ ЖЕНА: АЙСЕДОРА ДУНКАН:

2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан ((1877-1927) решили закрепить свой брак по советским законам

12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин -- крупный ученый-математик, известный правозащитник,

А.Есенин-Вольпин

Ныне живет в США.

ЧЕТВЕРТАЯ ЖЕНА СОФЬЯ ТОЛСТАЯ

Софьей Андреевной Толстой.

Толстая-Есенина Софья Андреевна (1900-1957) - жена Есенина музейный работник, внучка Л. Н. Толстого. Под диктовку Есенина записывала многие его произведения, переписывала стихи, активно участвовала в издании есенинских произведений. После смерти поэта Толстая выступила организатором музея Есенина в Москве, собрала, сохранила и переписала многие есенинские рукописи.

Софья Андреевна Толстая, родилась 12 апреля в 1900 г. в Ясной Поляне, умерла 29 июня 1957 г. в Малаховке под Москвой.

КАШИНА (урожд. Кулакова) ЛИДИЯ ИВАНОВНА (1886-1937) - владелица усадьбы в с. Константиново, знакомая Есенина.

Панфилов Григорий Андреевич (1893-1914) - друг отроческих лет Есенина

Сардановская (в замужестве Олоновская) Анна Алексеевна (1896-1921), юношеское увлечение Есенина, учительница, родственница константиновского священника о. Ивана (Смирнова). Возможно, знакомство Есенина с Сардановской относится к 1906 г

Биография Сергея Есенина

Русский поэт. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (по старому стилю - 21 сентября) 1895 в селе Константинове, Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Есенины и Титовы принадлежали потомственным константиновцам. Отец Сергея, Александр Никитич Есенин (1875-1932); мать - Татьяна Федоровна Титова (1877-?); сестры Сергея - Екатерина и Александра. Дед Сергея - Никита Осипович Есенин - в молодости собирался пойти в монахи, за что в селе его прозвали "монах". В 28 лет он женился на 16-летней девушке - Аграфене Панкратьевне - и его молодую жену стали называть "монашка". С тех пор, по словам сестры Сергея - Екатерины Александровны, все поколение Есениных носило прозвища "монахи" и "монашки". Никита Осипович Есенин владел грамотой, сочинял односельчанам разного рода прошения, много лет был сельским старостой, пользовался в селе большим уважением. В результате раздела собственности между братьями Никита Осипович землю не получил и решил в первом этаже своего дома открыть мелочную лавочку. В сорок лет, в 1887, он умер, оставив жену с шестью детьми. Отец Сергея Есенина - Александр Никитич Есенин - был старшим ребенком. В 11-12 лет Александра отдали учиться мясному делу к купцу Крылову в Москву, а позднее он стал приказчиком в его магазине. В 1893 восемнадцатилетний Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Федоровне Титовой, которой было шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, Александр вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку. Полной хозяйкой была бабушка, в доме которой постоянно жило множество постояльцев. Для них нужно было готовить, стирать, носить воду, за всеми убирать и почти вся работа легла на плечи молодой невестки, получавшей в награду только косые взгляды свекрови. Когда в 1895 родился Сергей, первый ребенок, оставшийся у Татьяны Федоровны в живых, Александра Никитича в селе не было; "дали знать отцу в Москву, но он приехать не смог". Как и до женитьбы, Александр Никитич высылал свое жалованье своей матери. Между молодыми - матерью и отцом Сергея - вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Александр Никитич - в Москве, Татьяна Федоровна - в Рязани.

Когда Сергею было три года, его мать ушла от Есениных. Сергея взял к себе жить его второй дед - Федор Андреевич Титов, поссорившийся с семьей Есениных еще тогда, когда его дочь была невестой. По отзывам Сергея дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". Жили в той части села, стоящего на высоком берегу Оки и растянувшегося на несколько километров, которая называлась Матово. Мать Сергея Федор Андреевич отправил жить в Рязань, чтобы та пыталась добыть кусок хлеба себе и сыну. Отправляя дочь, дед Сергея приказал ей высылать на содержание внука три рубля в месяц. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда - Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр.

В 1904 мать Сергея вернулась в Константиново, а отец по-прежнему работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью. Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных; после вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью. Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром. В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников. По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей "занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником; Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга". "В бога верил мало, в церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки". "Примерно с 11-12 лет перестал носить крест и к прозвищу Серега Монах прибавилось другое - Безбожник". В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали "испытания при окончании курса" на "пять", среди них был и Сергей.

Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил "побег" и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты; программа, рассчитанная на три года, включала церковную общую и русскую историю, закон божий, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику. Весь день воспитанники были в здании школы: утром - на занятиях, вечером готовили уроки под наблюдением учителей; в субботу и в воскресенье - обязательное присутствие на церковной службе. Каждый живущий в интернате платил за питание и общежитие 30 рублей в год. В 1912 Сергей Есенин закончил учительскую школу, получив "звание учителя школы грамоты". Из произведений, созданных Сергеем Есениным в 1910-1912, в настоящее время известно более 60, среди которых и первая поэма - "Сказанием о Евпатии Коловрате...".

Летом 1911 Сергей впервые ненадолго приехал в Москву к отцу, жившему в Замоскворечье; вернувшись домой, он привез с собой более двадцати книг, купленных им в городе. В конце лета 1912 Сергей Есенин приехал в Москву по вызову отца и начал работать в его конторе. К отцу он относился с большим уважением, но между ними возникали постоянные ссоры, вызванные тем, что Александр Никитич, знавший по своему горькому жизненному опыту, как трудно выбиться в люди без образования, был недоволен тем, что сын не желал продолжать образование и становиться учителем; не верил он и в то, что можно прожить на деньги, заработанные стихами. Позднее, свой первый гонорар за стихи, полученный в начале 1914, Сергей полностью отдал отцу. В начале 1913 Сергей уходит от отца и начинает работать в типографии "Товарищества И.Д. Сытина" - сначала в экспедиции, затем подчитчиком (помощником корректора). В то время у И.Д. Сытина работало более полутора тысяч рабочих, а в его типографии печаталась каждая четвертая книга. В этом же году Сергей Есенин начал сотрудничать в детских журналах "Проталинка", "Доброе утро", "Мирок", в газетах "Путь правды", "Новь". В типографии Сытина Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, работавшей в корректорском отделении с 1909 года, а в 1914 вступил в гражданский брак. В конце декабря 1914 у Есенина родился сын - Юрий. Через некоторое время Сергей женился на Зинаиде Райх. Весной 1913, в связи с участием Есенина в революционном движении рабочих типографии Сытина, московским охранным отделением было заведено дело. В охранке Есенин, за которым началась слежка, имел кличку "Набор". Он распространял нелегальную литературу, участвовал в забастовках и демонстрациях протеста, проводимых на фабриках и заводах по призыву Московского комитета РСДРП. Осенью 1913 на его квартире был произведен обыск. С осени 1913, вместе с А.Р. Изрядновой, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, где пробыл около двух лет, слушая лекции по русской и западноевропейской литературе, истории России и Франции, истории новой философии, политической экономии, логике. За учебу надо было ежегодно платить. Сумма была невелика, но для скромного заработка Есенина ощутима. Первое стихотворение Сергея Есенина ("Береза") было опубликовано в 1914 под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале "Мирок" (№ 1).

Вскоре он стал печататься под собственным именем, получая 15 копеек за строчку. С осени 1914 Сергей Есенин работал в типографии Д. Чернышева и Н. Кобелькова. В 1913 Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, работал на должности секретаря, а в конце 1914 был избран секретарем редакции журнала "суриковцев" "Друг народа", созданного на средства, полученные от рабочих и служащих. В феврале 1915 Есенин был избран в обновленный состав редакции журнала, но вскоре возникли разногласия с руководителями кружка, настаивавшими на публикации в журнале всех произведений независимо от их художественного уровня.

Сергей Есенин покинул Суриковский кружок и в марте 1915 уехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Андреем Белым, Владимиром Маяковским. С А.Блоком, которого Есенин считал "первым поэтом", он познакомился в первый же день приезда - 9 марта 1915, самостоятельно найдя его квартиру на Офицерской улице и попросив поэта о встрече. Во время первой встречи Блок сам отобрал для печати шесть стихотворений Есенина и написал рекомендательное письмо литератору Михаилу Павловичу Мурашеву, направившему молодого поэта в несколько редакций. 11 марта 1915, благодаря рекомендательной записке А.Блока, Есенин встретился с поэтом С.М. Городецким. В тот же день Городецкий написал редактору "Ежемесячного журнала" В.С. Миролюбову: "Дорогой Виктор Сергеевич. Приласкайте молодой талант - Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство". Вслед за "Ежемесячным журналом" стихи Есенина появляются и в других столичных журналах. "Стихи у меня в Питере прошли успешно, - писал Есенин 24 апреля 1915, - из 60 принято 51. Взяли "Северные записки", "Русская мысль", "Ежемесячный журнал" и другие". Не было денег, не было своего жилья и Есенину приходилось ночевать где придется. Часто он жил у Мурашева, которого впоследствии называл "первым из первых друзей моих города Питера". Уже в сентябре 1915 владелец книгоиздательства "Прометей" Н.Н. Михайлов направил Есенину письмо с предложением напечатать сборник его произведений, а 25 октября 1915 состоялось первое выступление Сергея Есенина на "вечере народной поэзии", проводившемся литературно-художественной группой "Краса"в зале Тенишевского училища. В канун нового, 1916 года газета "Биржевые ведомости" назвала читателям имена литераторов, чьи произведения предполагалось печатать на ее страницах в будущем году: рядом с именем Александра Блока и других известных писателей было имя Сергея Есенина. В феврале - мае 1916 в журнале "Северные записки" было опубликовано первое прозаическое произведение С.Есенина - повесть "Яр". В начале 1916 в издательстве Аверьянова вышел первый сборник стихов Сергея Есенина "Радуница", к которому он сам отнесся весьма критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918, при подготовке второго издания "Радуницы", им было исключено шестнадцать стихотворений.

Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были "Голубень", "Заренка", "Преображенье", "Руссеянь", "Трерядница", "Ржаные кони", "Страна советская", "Березовый ситец", "Персидские мотивы". Вскоре после издания первой книги Есенина "Радуница" М.П. Мурашев получил письмо от профессора С.А. Венгерова, в котором составитель "Критикобиографического словаря русских писателей и ученых" просил передать Есенину просьбу прислать ему краткую автобиографию. В армию впервые Сергей Есенин призывался летом 1915 в Рязани, но тогда он получил временную отсрочку, после отсрочки он призывался уже в Петрограде. 17 марта 1916 Есенин принес М.П. Мурашеву на сохранение свои рукописи. Первоначально служил в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, с апреля - санитаром в одном из царскосельских лазаретов, с полевым Царскосельским военно-санитарным поездом № 143 выезжал в Крым. В армии служил до марта 1917, самовольно оставив службу после Февральской революции. В Петербургу Есенин жил до марта 1918.

В 1918 Сергей Есенин порывает с литературной группой "Скифов" и вступает в группу имажинистов "Ключи Марии". 31 августа 1924 письмом в газете "Правда" он заявил о своем выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду. В 1918 на страницах московской газеты "Голос трудового крустьянства" были опубликованы сто семь частушек, которые являлись незначительной частью коллекции Есенина: по свидетельству В.С. Чернявского Есениным было собрано около четырех тысяч частушек. В 1918-1921 Есенин много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1921 Сергей Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан (1878-1927), взявшей фамилию Дункан-Есенина. Айседору Дункан, являвшуюся одной из основоположниц танца модерн, встречали переполненные театры по всей Европе: за основу своего танца она взяла образцы древнегреческой пластики, которую изучала в залах искусства Древней Греции в Британском музее; традиционый балетный костюм пачку Айседора сменила на тунику, на сцене выступала босиком, отказалась от языка условных жестов. В 1920 Дункан была приглашена в Советскую Россию для организации собственной балетной школы. Вскоре за женитьбой с Есениным последовал развод, но 2 мая 1922 в загсе Хамовнического района Москвы состоялось повторное бракосочетание Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан, взявшей фамилию Есенина. Осенью 1922 супруги уехали за границу. Посетив многие европейские страны, "исколесив всю Европу, кроме Испании", Есенин отправился в Америку, где пробыл четыре месяца до февраля 1923. В Москву вернулся 3 августа 1923. После возвращения сблизился с актрисой Московского камерного театра А.Л. Миклашевской, которой посвятил цикл стихов "Любовь хулигана". В 1924 Есенин жил у Г.А. Бениславской. В 1924 едет на Кавказ. В 1924-1925 печатался в газетах "Известия", "Бакинский рабочий", "Заря Востока". В этот период (1924-1925) Сергей Есенин создает поэмы "Анна Снегина", "Песнь о великом походе", "Гуляй-Поле" (отрывок "Ленин"), "Баллада о двадцати шести", "Поэма 36", "Черный человек", большинство "маленьких поэм": "Русь советская", "Русь уходящая", "Возвращение на родину", цикл стихов "Персидские мотивы" и более шестидесяти лирических стихотворений. Подготавливая в 1925 Собрание сочинений, из написанных пятнадцати тысяч строк Сергей Есенин отобрал для печати только десять тысяч - "самое лучшее".

Летом 1925, с твердым намерением "не дружить" с богемой, Есенин вернулся в Москву. В июне 1925 Сергей Есенин женился на С.А. Толстой (внучке Л.Н. Толстого), взявшей фамилию Толстая-Есенина. В ноябре 1925 он лег в московскую больницу. 24 декабря 1925 Сергей Есенин уехал в Ленинград, где предполагал пробыть до лета, а затем поехать в Италию к М. Горькому. Но в ночь на 28 декабря в гостинице "Интернационал" ("Англетер") Есенин, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. За день до этого он написал стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья..." и передал их своему ленинградскому другу - поэту Вольфу Эрлиху. "К концу 1925 года решение "уйти" стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом.

В последние месяцы своего трагического существования Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли - вторая, третья, четвертая, пятая... Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить." Москва прощалась с Есениным в Доме печати. Похоронен Сергей Есенин на Ваганьковском кладбище.

1. Семья С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь - село Есенино). «Фамилия Есенин - русская - коренная, а ней звучат язычные корни - овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

Никита Осипович Есенин - дедушка поэта по отцу. Он много лет был сельским старостой, пользовался в селе Константиново большим уважением. Женился поздно, в 28 лет, за что получил прозвище Монах. Женой была 16-летняя девушка Аграфена Панкратьевна Артюшина, которая потом по мужу прозывалась Монашка. Монахом звали и Сергея Есенина, монашками звали и его сестер Екатерину и Александру.

Умер Никита Осипович в 42 года. После смерти супруга Аграфена Панкратьевна осталась с маленькими детьми: два сына и две дочери. Основным доходом её стали жильцы: художники, работающие в церкви, и монахи.

Александр Никитич Есенин - отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось 12 лет его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим, но он не согласился и тогда его отправили а Москву в мясную лавку.

Через два года мать отправила и второго своего сына в Москву - Ваню. Он стал жестянщиком, делал коробки из жести для конфет.

Через шесть лет Александр стал мясником. Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Супруге его - Татьяне Федоровне - не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбы Александр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Через некоторое время женился и Ваня, в доме стало две снохи. Начались неприятности. Татьяна Федоровна ушла из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду», - писал в одной из своих автобиографий поэт.

Вопрос о социальной среде, в которой рос и воспитывался Есенин, имеет важное значение. Сам поэт неоднократно возвращался к нему. Литературовед И. Розанов вспоминает: «Однажды, рассказывая мне о себе, он подчеркнул, что так же, как и Клюев, происходит не из рядового крестьянства, чего так хотелось бы его критикам, а из верхнего, умудренного книжностью слоя». «Вообще крепкий человек был мой дед, - говорил Есенин. - Небесное - небесному, а земное - земному. Недаром он был зажиточным мужичком».

Дед Есенина по матери, Федор Андреевич Титов, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному.

Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминал Есенин.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады короткий свет,-

Таковы впечатления будущего поэта о детстве.

Вспоминая, как дед читал ему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегда играло в моей жизни большую роль»; «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни»; «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество песен…».

Кроме деда мальчика Есенина знакомила с народным творчеством его бабка Наталья Евтеевна. «Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. - Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом не нравились, и их переделывал на свой лад».

Бабка!.. не дед, известный всему селу краснобай, озорной гуляка и ревнитель мужицкого домостроя, а религиозная бабка - смиренница, жалельщица, сердобольная сестра калик перехожих, божьих странников, находивших и стол, и кров в избе за белой легкой часовенкой. «Толчки давала бабка…»

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность Есенина оказалась непрочной. «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь он сохранил любовь к народным приданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежали истоки его творчества.

А ещё были дядья, три брата матери, - Иван, Александр и Петр. С ними, вспоминал Есенин, «протекло почти все мое детство».

В 1904 году мать вернулась, но мира не настало, и так было до 1907 года, пока братья Есенины не разделились. С этого времени Александр и Татьяна стали жить одни, в доме, который построил Никита Осипович Есенин, и растить троих детей Сергея, Александру и Екатерину.

Автобиографичность творчества М. Цветаевой

Мнения современников и литературных критиков в оценке семейной атмосферы дома Цветаевых неоднозначны и противоречивы. Так современница Цветаевых А. Шумакова-Николаева заметила: “Лейтмотивом цветаевского дома было взаимное непонимание...

Брак, любовь и семья в произведении Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"

Отнюдь не случайно в «Кентерберийских рассказах» Чосера именно городская семья становится основным предметом изучения. Следует отметить...

Годы жизни и творчества С. Есенина

"right">Гений всегда народен. "right">А.Блок Гениальный поэт… Сергей Есенин родился в 1895 году 21 сентября, в Рязанской губернии в селе Константиново, в доме деда, Никиты Есенина, которого давно уже не было в живых. В трехлетнем возрасте...

Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, в семье врача московской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через два года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель...

Жизнь и творчество Виктора Олеговича Пелевина

Средняя английская спецшкола №31 находилась в самом центре Москвы, на улице Станиславского. Теперь в ней престижный лицей, а улице возвратили название Леонтьевский переулок. Школа была элитная...

Образ России в творчестве Есенина

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение...

Природа в творчестве Есенина

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при-роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го-рода с их фабриками, научно-технический прогресс...

Природа в творчестве Есенина

Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе...1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина.

Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим прежде всего словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи...

Творческий путь и своеобразие мастерства С. Есенина

Мир Сергея Есенина существует в первозданном значении этого слова, противостоящем обычному понятию «космос». В космосе человек и вселенная существуют отдельно. Мир - это единство человека и космоса...

Тема поэта и поэзии в творчестве Василия Андреевича Жуковского

Нет сомнения в том, что личный жизненный опыт во многом определил характер творчества В.А. Жуковского. Ребенок с обостренной чувствительностью, с задатками поэта, родился от избалованного русского барина...

Ценностные ориентации русской литературы

Ф.М. Достоевский считал, что общество создается нравственными началами и эти нравственные начала закладываются в семье. Получается, что семья-модель тех отношений, где особенно ярко может проявиться гуманизм или… его отсутствие...


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost