01.03.2024

Как переносить скорби и страдания. С любовью к скорбям


«Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели».

Прощение обид

Преподобный Никон напоминал, что скорбь облегчается прощением обид:

«Помни, что по закону духовному прощение обид (действительное прощение) дает человеку истины и великие блага. Смириться надо и терпеть. А Господь тебя не оставит милостию Своею».

Не навлекать на себя скорби самому

Как предотвратить скорби, не навлечь их на себя самому? Не взять на себя напрошенного самовольного креста? Старец Амвросий советовал:

«Не будь скора в словах, а прежде внимательно обдумывай то, что нужно говорить людям, восстающим против нас, или людям великим».

Преподобный Никон советовал:

«Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей – в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».

Молитва в скорбях

В скорбях, притеснениях, обидах, клевете старцы учили . Преподобный Амвросий советовал прибегать к заступничеству Божией Матери и святых:

«Ложь останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут. Прибегай почаще в молитвах к Царице Небесной и угоднику Божию святителю Николаю – они тебя не оставят в скорбях и обстояниях».

«Молись поусердней Царице Небесной, святителю Николаю, Иоанну Воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений».

Старец также советовал для утешения в скорбях чаще читать Евангелие и Псалтирь:

«Выписываю тебе псалмы, которыми молился святый Давид, когда был в гонении от врагов: 3, 53, 58, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь, прочитывай 101-й псалом».

«Заучай псалмы сии и читай их почаще: “Живый в помощи Вышняго”, “Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою”, “Боже, в помощь мою вонми”… Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося».

Преподобный Антоний советовал в любом огорчении и неприятности прибегать к святому имени Иисуса Христа:

«Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при нем все неприятности утихают, беси исчезают – утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его».

Преподобный Иосиф вспоминал святого Василия Великого:

«Святой Василий Великий пишет об одном языческом философе, который говорил: “Прежде я хотел, чтобы всё делалось по-моему, но, видя, что ничего не делается так, как я хочу, я стал желать, чтобы делалось всё так, как делается, и чрез это стало выходить то, что всё стало делаться так, как я хочу».

Преподобный Никон писал:

«В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимает их от нас, а подает силу переносить их и даже их не замечать».

«Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя! Эту молитву советуется произносить одну за другою не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и, стоя или сидя, произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души, оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву всё-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека».

Терпение в скорбях

Иногда нужно просто с терпением подождать, и скорбь отойдет сама собой. Об этом старец Амвросий напоминал забавную поговорку:

«Не раз придется вспомнить поговорку: “Спросил бы зимою у гуся, не зябнут ли у него ноги”. А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а всё-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает».

А когда духовное чадо попросила у старца: «Батюшка! Научите меня терпению», – преподобный Амвросий ответил: – «Учись! И начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей».

Все Оптинские старцы говорили о необходимости терпения в скорбях. Преподобный Лев наставлял:

«Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением всё побеждается».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал духовному чаду:

«Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир – там Бог».

Преподобный Иосиф советовал:

«Всё , за всё благодари Бога и будешь всегда духом покойна».

«Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби гораздо лучше, нежели жить спокойно».

«Как после сухой погоды непременно жди дождя или бури, так и в сердце человека то же бывает после душевной скорби, и наоборот. Как закваска нужна для теста, чтобы были хлебы вкусны, то же самое и терпение для спасения».

«Без терпения никакая добродетель не исправляется».

Преподобный Варсонофий учил:

«Скорбями испытывается наше терпение и смирение. Молись Богу о помощи и терпи. Чего Господь не попустит, того быть не может».

«Надо терпеть, а за терпение Господь утешит».

Терпение с разумом

Старец Анатолий (Зерцалов) писал, что терпение должно быть не безотрадное, а с разумом:

«Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, то есть ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною».

А преподобный Никон объяснял, что же такое разумное терпение:

«Терпение есть непрерывающееся благодушие».

Друг друга поддерживать в скорбях

Преподобный Иосиф замечал, что очень облегчает скорби сочувствие единомысленных людей, дружеская поддержка:

«При единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, то есть один другого поддерживает».

Не преувеличивать неприятности

Преподобный Амвросий подчеркивал, что нельзя преувеличивать неприятности. Иногда мы видим скорби там, где всего лишь маленькие нестроения, которые разрешатся сами собой. Если же мы начинаем унывать, то эти мелкие неприятности действительно действуют на нашу душу разрушающе. С печалью говорил старец о духовных дочерях, которые жаловались на мелкие неприятности, как на великие скорби:

«Ежедневно толкую от утра до позднего вечера, а плода от этих толков не видно. И приходится часто вспоминать слова покойного отца игумена Антония, который говаривал, что признак учеников Христовых есть тот, аще любовь имут между собою , а признак моих учениц – аще вражду и несогласие имут между собою ». И прибавлял: «Вот приезжали ко мне дочки с великими скорбями, а все эти скорби стоят того, чтобы наплевать да ногой растереть».

Малою скорбию избавишься от больших

Замечал, что «нет худа без добра»:

«Господь устрояет нашу душевную пользу часто и чрез неприятные обстоятельства».

Своей духовной дочери, которая жаловалась на скорби, преподобный писал, что, если она самовольно решится бежать от неудобств и неприятностей, посланных Промыслом Божиим, то ее могут постигнуть еще большие скорби – «от волка побежишь – на медведя нападешь»:

«Подражай примеру старинных людей, которые обыкновенно говаривали: не живи как хочется, а живи как Бог приведет… Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: побежишь от волка – нападешь на медведя. Остается одно – потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно».

О подобном же предупреждал преподобный Лев духовное чадо:

«Это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан».

«Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами!»

О подобном наставлении рассказывал житель города Козельска Семен Иванович:

«В 30-х годах (XIX века) я, как и после, занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с матушкой в своем домике; лошади у нас не было, а была порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то на базар. Так, бывало, и пробавлялся. В это время стоял у нас в доме солдат, поляк, но потом отошел от нас и сбился с толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам на двор и стащил колеса с нашей повозки.

Объяснил я батюшке отцу Леониду свое горе и сказал, что знаю вора и могу отыскать колеса. “Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, – ответил батюшка. – Это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан”. Я последовал совету старца, и как он сказал, так всё и сбылось.

В скором времени тот же поляк опять залез к нам на двор, вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо и хотел пройти с ним чрез огород, а с огорода в это время шла моя матушка и встретила его. “Куда ты, – сказала она, – это несешь?” Тот бросил мешок с мукой и убежал.

Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова, мы решились продать ее. Нашли купца, сторговались и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не брал от нас коровы, наконец взял ее к себе. А в следующую за тем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стаивала наша корова, – без сомнения, чтобы свести ее, но ее уже там не было. Так опять Господь, по молитвам старца, избавил нас от напасти.

После сего чрез много лет был со мною и третий подобный случай, уже после смерти моей матери. Оканчивалась Страстная седмица, и наступал праздник . Мне почему-то пришло на мысль перенести все свои нужные вещи из своего домика к сестре, соседке. Так я и сделал. А как наступал первый день праздника, я запер со всех сторон свой дом и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту утреню я проводил радостно, а теперь, сам не знаю от чего, в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю: окна повыставлены, и дверь отперта. “Ну, – думаю себе, – должно быть, был недобрый человек”. И действительно, был, но так как все нужные вещи перенесены были мною к сестре, то он и ушел почти ни с чем.

Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки отца Леонида, что, если понесу малое наказание Божие, то больше уже Бог не станет наказывать меня».

Скорби о детях

Часто родители скорбят о детях: об их болезнях, ошибках, неудачах, плохом поведении, о неверии. Старец Амвросий советовал матери не предаваться отчаянию и унынию, терзая себя чувством вины за неправильное воспитание сына, и не столько вразумлять его, уже взрослого человека, а, раскаявшись и смирившись, молиться за него:

«Вы сознаёте, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна невольною причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом…

Вообще же вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже веси судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой матери его. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы по неведению согрешили».

Скорбят семейные люди от семейных скорбей, а одинокие скорбят от одиночества. Преподобный Амвросий писал такому одинокому человеку:

«Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как евангельский крест; благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен».

Скорби от клеветы и несправедливости

Сильно скорбят люди, перенося несправедливые нападки и клевету. Преподобный Макарий писал о том, что иногда Господь попускает клевету, чтобы очистить ею невидимые грехи наши:

«Скорбишь о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя Славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить те грехи».

О клевете, доносах и напраслине преподобный Иосиф писал так:

«Много бояться клеветы – нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих».

«Когда оскорбляют, то считай, что сто ишь этого, и не сердись, а Богу молись за обижающих тебя».

«За претерпевание напрасных выговоров от начальства глава твоя невидимо венчается, а потому радуйся, а не смущайся о сем».

Преподобный Варсонофий советовал не скорбеть, терпя клевету, а опасаться самому оклеветать кого-либо словесно или даже в и молиться, чтобы Господь помог:

«Слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

У каждого человека в жизни есть свои скорби, и важно выработать правильное, христианское отношение к ним. Наступило непростое время - время экономического кризиса, нас ожидают испытания. В Священном Писании имеются ясные указания о необходимости скорбей для ищущих спасения. Сам Господь сказал: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33). Подобно и апостолы говорили: «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Как никогда, нам нужно сейчас обращаться к творениям святых отцов,которые учат смирению, терпению в скорбях, учат помнить, что здесь, на земле, мы имеем лишь временное пристанище, и надо готовиться к вечной жизни.

Человекам во время земной жизни их даются различные положения непостижимою судьбою: одни пользуются богатством, славою, могуществом, здравием; другие бедны, так незначительны в обществе человеческом, что всякий может обидеть их; иные проводят жизнь в горестях, переходя от одной скорби к другой, томясь в болезнях, в изгнаниях, в уничижении. Все эти положения - не случайные: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысел Божий с тем, чтоб каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, изработал свое спасение.

Несущие бремя скорбей должны нести его со смирением, с покорностию Богу, ведая, что оно возложено на них Богом. Если они грешны, то скорби служат воздаянием во времени за грехи их. Если они невинны, то посланная или попущенная скорбь, как постигшая их по мановению Божию, с всеблагою Божественною целию, приготовляет им особенные блаженство и славу в вечности. Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает Божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке. Господь кого любит, кого приемлет, того бьет и наказует, а потом избавляет от скорби. Без искушения приблизиться к Богу невозможно.

Неискушенная добродетель, сказали святые отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь величаемого от людей православных добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, знайте: его добродетель, его Православие не приняты Богом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему! На нечистоту человеческую он взирает снисходительно, врачует ее различными средствами; в ком увидит нечистоту бесовскую, от того отвращается. Любя Вас и сына Вашего, приближая Вас к Себе, Он попустил Вам скорбь. В этом Вы убедитесь из того, что по прошествии скорби как ему, так и Вам «путь Божий сделался яснее, ближе». Состояние моего здоровья похоже на Ваше: даже на Святую Пасху не мог выйти в церковь.

Надо благодарить Бога за посланное наказание во время земной жизни: оно подает надежду избавления от казней в вечности, составляющих необходимое последствие греховности. Я убежден и из слова Божия, и из опытов жизни, что Бог кого полюбит, тому непременно пошлет скорби. Потому что без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для Бога и вечности.

Слыша о тебе, что ты постоянно больна, я понимал из этого, что Господь обратил на тебя особенное внимание и хочет тебе доставить блаженную вечность. Благодарение в скорбях приносит утешение и силу терпеть и долготерпеть. Смерти не должно желать. Бог оттого не посылает ее, что мы к ней не приготовились как должно. Сколько здесь потерпишь с благодарением, столько в будущей жизни насладишься утешением духовным. Посылаемые Господом земные скорби суть залог вечного спасения, почему их должно переносить с терпением, а терпение тогда изливается в душу человека, когда человек за свои скорби благодарит и славословит Создателя.

Мы здесь на земле странники: и хорошее, и худое положение человека мимоидет, яко сон. Сокровище наше - Господь. Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри. Но оно посылается или попускается Богом, Который наказует всякого, егоже приемлет. По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми изработывается наше спасение. От всякого подвига требуется, чтоб он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам: к безмолвию и послушанию.

Пишу Вам, потому что Вы находитесь в болезном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю Вам духовный рецепт, которым советую Вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных, и телесных.

Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве, по наружности своей самом смиренном. Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник), следующее: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю; помяни мя во Царствии Твоем». Так как сущность этого упражнения заключается в сосредоточенном внимании, то телу надо давать спокойное положение, чтоб движения тела и происходящие от них разгорячения крови не препятствовали уму сосредоточиваться. Лучшее положение - лежащего на одре. И в Евангелии сказано, что больной в таком положении представлен был Господу и получил милость от Господа.

С тою же целию удобнейшего внимания повелевается заключать ум в слова молитвы, должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите Вашу душу успокоенною и утешенною. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, - отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Сол. 5:18). Тому человеку, которого Бог избирает в служение Себе, посылаются различные скорби.

За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтоб даровал покорность Ему и терпение. Очень хорошо сказал святой Исаак Сирский , увещевая покоряться Богу: «Ты не умнее Бога». Просто и верно. Жизнь христианина на земле есть цепь страданий. Должно бороться с телом своим, со страстями, с духами злобы. В этой борьбе - наша надежда. Наше спасение есть Бог наш. Возложившись на Бога, должно переносить с терпением время борьбы. Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по Промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) «О терпении скорбей»

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

(Ин. 16, 33) .

Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

Храняй младенцы Господь: смирихся и спасе мя.

(Пс. 33, 19; 114, 5) .

Покорись беде, и беда покорится.

В беде не унывай, на Бога уповай!

После дождика даст Бог солнышко.

Ешь горькое, доберешься и до сладкого.

Час в добре пребудешь, всё горе забудешь.

Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе.

Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более берёт за руку и ведёт. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.

Если мы желаем всякую скорбь и искушение не представлять тяжкими и мучительными, но легко переносить всякое нападение лукавого, будем всегда пред своими очами иметь радостную готовность умереть за Господа, и как говорит Господь ежедневно взяв крест, то есть смерть, последуем за Ним.

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как должное.

Ежели ныне вам горько и прискорбно даже до изнеможения, то вы в самые сии минуты своею мыслию перенеситесь в будущее вечное: там скорбящим утешение неизреченное; там сластолюбцам горесть вечная! Лучше здесь в горести и скорби потерпеть до смерти, чтобы по смерти наследовать покой, радость и наслаждение немерцающего света.

Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836) .

Отвергни от себя помышления о мире сем и оставь мысли твоей печали, обыми всей душой, всем сердцем и всем помышлением твоим любовь Христову, возложи всю свою надежду на Самого Христа, Сына Божия, углуби ум твой в пресвятых язвах Его, шествуй вослед Ему с усердием, и тогда сделаешься возлюбленной невестой Его и наследницей Его чертога. Поскольку ты возлюбишь Его, постольку и Он тебя в будущей жизни возлюбит вовеки, и поскольку ныне поработаешь Ему, постольку Он там воздаст тебе.

Для каждого истинного христианина рано или поздно, в средине ли или в конце поприща, но непременно, по определению Промысла Божия, настанет пора, когда все восстанет против него: и тяжелые внешние искушения, и мучительные внутренние соединятся вместе и обрушатся своею силою на крестоносца Христова, и тогда положение его будет особенно тяжело и опасно.
И вот, живо представляя себе при воспоминании страданий Христовых эту страшную возможность погибнуть под тяжестью искушений и бедствий, христианин ясно сознает необходимость молитвы для испрашивания себе помощи у Бога, помышляя, что если Сам Господь Иисус Христос обращался с молитвою о помощи к Отцу Небесному, если Ему среди искушений послан был укреплявший Его Ангел, то тем более необходима помощь свыше для нас, облеченных в немощную плоть и не могущих положиться на бодрость своего духа.

Если ты изнемогаешь под тяжестью внутреннего креста, то и в этой борьбе никто лучше Его не поможет тебе, потому что и внутренний крест в наивысшей степени своей Ему известен. Какую Он перенес тяжелую душевную борьбу с Самим Собой, видно из того, что молил Отца Своего Небесного, да минует Его чаша страдания, та чаша, ради которой Он и пришел на землю. Какой внутренний перенес Он крест при виде ученика-предателя, при виде оставления Его прочими учениками и отречения от Него клявшегося Ему в верности Петра, при виде неистовствующего народа, требующего Его распятия, народа, которому Он столь много благодетельствовал, при зверстве распинателей и бесчеловечии хулителей, издевавшихся над Его муками, и, наконец, при оставлении Его Самим Отцом Небесным!
Помни все это, христианин, и в тебе явится непоколебимая уверенность, что Голгофский Страдалец может всем искушаемым помочь, и эта благодатная уверенность со всею силою будет возбуждать в тебе усердие к молитве, и ты приобретешь благонадежнейшее средство к препобеждению искушений и напастей.

Когда тебе будет очень тяжело, то скажи от всего сердца: "Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив мне, грешной". Повторяй эти слова много раз, пока скорбь не утихнет. Она обязательно утихнет, если от сердца будешь произносить.

К великому прискорбию по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета - есть крайнее безумие и гордость. Итак каждый должен:
1. Требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения всех заповедей и
2. всё, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается - считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля Святая Твоя.

Если будем думать о несчастьях больших, чем те, которые терпим, то получим достаточное утешение.

В искушениях надобно поститься.

Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте тому других.

Впадем ли в бедность, или в болезнь, будем благодарить; злословят ли нас, будем благодарить; страдаем ли мы, будем благодарить. Это приближает нас к Богу; чрез это Бог делается должником нашим, а когда мы благоденствуем, тогда сами делаемся должниками и ответчиками пред Богом; иногда же, и часто, это служит к нашему осуждению, а то к очищению грехов. Бедствия располагают к милосердию и человеколюбию; благоденствие доводит до высокомудрия, ввергает в беспечность, делает надменными и расслабляет нас.

Желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими? Ожидай больших - и успокоишься.

Возложи на Бога всякий помысл, говоря: "Бог знает полезное", и успокоишься, и мало помалу получишь силу терпеть.

Не ужасайся, как неверующий, но ободри маловерные твои помыслы. Возлюби скорби во всём, чтобы быть тебе искусным сыном Святых. Вспоминай терпение Иова и прочих и старайся идти по следам их. Вспоминай опасности, которые претерпел Павел, скорби и узы, голод и множество иных зол, и скажи малодушию: "я чужд тебя"... Подумай о том, что (земные) вещи тленны и маловременны, терпение же по Богу спасает того, кто приобрёл оное.

Преподобный Варсонофий Великий (VI в.) .

Нет человека, который бы не скорбел во время обучения; и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильной воли. Но претерпеть искушения не в наших силах. Ибо как остановить течение воды сосуду из брения (жидкой глины - составители), если не укрепит его божественный огонь? Если во смирении прося с непрестанным желанием, покоримся Богу в терпении, то все примем о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Если, как скоро приблизится к нам жезл Судии, смиримся, вспомним свои неправды и принесем в них исповедание пред Отмстителем, по кратковременных искушениях вскоре избавимся; а если ожесточимся в скорбях своих, и не исповедуем, что мы повинны им и достойны потерпеть еще и большей сих (скорби), но станем обвинять людей, а иногда бесов, в иное же время и Божию правду, и утверждать, что мы не заслуживаем таких дел... то все случающееся с нами будет причинять нам непрестанную печаль, скорби наши увеличатся... Но сие - восчувствовать грехи свои - есть Божие дарование, входящее в нашу мысль, когда Бог видит, чтобы при всех несчастьях и скорбях наших не отойти нам из мира сего, не получив никакой пользы...

В уповании на Бога терпи лишение того, что необходимо для тела и вскоре обращается в гной. Желай все сие принимать в надежде на Бога, не делая ниоткуда ни избавления, ни чьего-либо утешения. Возверзи на Господа печаль твою (Псал. 54. 23), и во всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем этом. Ничем не соблазняйся и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты вкусил с запрещенного древа, и ты приобрел разные страсти.

Если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и печалей, постигающих его каждый час.

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: "Стерплю это я для Иисуса Христа!". Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно.

Вразумляйте сердца ваши таким рассуждением: "Что значат эти скорби в сравнении с адскими муками, которым предадут нас за грехи наши".

Не оправдывай себя, и обретешь покой.

Часто, впадая в какое-то искушение, мы начинаем роптать: Ну нельзя же так! Ведь я тоже человек, я больше не могу!, тогда как нам бы следовало бы сказать: Я не человек, я человеческое отребье. Боже мой, помоги мне стать человеком! Я не призываю к тому, чтобы мы сами стремились к искушениям. Но, когда искушения приходят, мы должны встречать их выдержкой и молитвой.

Господь Сам близ вас, Он вас укрепляет, помогает и даже утешает во время благопотребно. Как бы вы могли переносить скорби и головную боль свою, если бы не Господь помог и укрепил?

Положение Иова закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: Господи, помилуй!.

Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин, и тот говорит: Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?.. Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом.

Когда адский червь сосет твое сердце грешное не малодушествуй тогда и не предавайся нетерпению, бросаясь, как умопомешанный, во все стороны, но будь тверд духом и терпи наказание за грех, отдаваясь в волю Божию и говоря: Буди святая воля Твоя, Господи. Я достоин за грехи мои вечного осуждения и муки, только не даруй мне искуситися паче (1 Кор. 10, 13) и укрепи меня в перенесении этих временных адских мучений, которые Ты попустил мне терпеть, не хотя подвергнуть меня вечным; наказав же меня, помилуй паки по велицей милости Твоей (Пс. 50, 1). При искушениях говори чаще: буди имя Господне благословенно от ныне и до века (Иов. 1, 21).

Уготовьтесь на скорби и скорби облегчатся; откажитесь от утешения, и оно придет к тому, кто считает себя его недостойным...

От смущения и отчаяния укрепляется на нас брань вражеская, а если будем смотреть на эту брань с великодушием, говоря себе: Что ж! Господь видит эту брань и попускает ее значит, такова Его святая воля и мне это на душевную пользу; тогда брань ослабевает и умаляется.

У меня был коротко знакомый инок, подвергавшийся непрестанно различным скорбям, которыми, как он говорил, Богу благоугодно было для него заменить духовного старца. Несмотря на постоянные скорби, я видел инока почти всегда спокойным, часто радостным. Он занимался Словом Божиим и умною молитвою. Я просил его открыть мне для пользы души моей, в чем он почерпал для себя утешение? Он отвечал: утешением моим я обязан милости Божией и писаниям святых Отцов, к которым дана мне любовь с детства моего. При нашествии скорбей иногда я повторяю слова разбойника, исповедовавшего с креста своего праведность суда Божия в суде человеческом, и этим исповеданием вошедшего в познание Спасителя. Говорю: Достойная по делом моим приемлю: помяни мя, Господи во царствии Твоем (Лук. 23, 41, 41). С этими словами изливаются мир и спокойствие в сердце. В другое время противопоставлял я помыслам печали и смущения слова Спасителя: Иже не пришлет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Матф. 10 38); тогда смущение и печаль заменялись миром и радостью. Прочие подобные изречения Священного Писания и святых Отцов производят такое же действие. Повторяемые слова Слава Богу за все или да будет воля Божия со всею удовлетворительностью действует против очень сложной скорби. Странное дело! иногда от сильного действия скорби потеряется вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит способность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произносить Слава Богу, и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало-помалу оживать, потом ободрится, успокоится и утешится. Тем, которым попускаются скорби, невозможно бы было устоять в них, если бы не поддерживала их тайно помощь и благодать Божия. Опять: без скорби человек не способен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби, как и Псалмопевец сказал: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Псал. XCIII, 19).

Во время напастей не ищи помощи человеческой. Не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе.

Многие из нас сильно заблуждаются, что обращаются прежде к человеческой, а не к Божией помощи, и не оставляют этого заблуждения пока, трудившись долгое время напрасно, без успеха, не будут, по необходимости, вспоминать и о Боге. А потому всякая помощь, которую ищут превратным порядком первее у людей, чем у Бога, часто бывает бесплодной по Божиему распоряжению для вразумления неразумных искателей.

От всякой скорби ничем иным не можем избавиться, как молитвой и исповеданием наших грехов перед Богом. Ибо как кто верному своему другу сообщая скорбь свою, получает некую отраду и утешение, так тем более, когда Богу, Который милосерден естеством и близок призывающим Его во истине, сообщаем скорби сердца нашего, и грехи наши исповедуя, смиряемся, падаем перед величеством Его, получаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя (Пс. 49, 15).

Нисходи умом своим в ад, рассуди, как мучаются осужденные, и вовеки будут мучаться те, которые, если бы можно было, желали бы здесь хотя бы до скончания мира в огне гореть, только бы освободиться от вечного мучения, но не дано им.
Возведи умные очи в небесные селения и осмотри там всех жителей: ни одного не найдешь, кто бы отсюда не пришел туда путем терпения.

Божественный Промысл тебя не оставит. Чем больше скорбь, тем больше будет и утешение.

Не ищи утешения от людей. И когда получишь от кого-нибудь небольшое утешение, ожидай двойной скорби. У одного лишь Бога ищи утешения и помощи.

Взгляните на самое положение на Кресте Спасителя. Оно спокойное. Во время Его распятия все было в страшной тревоге: земля колебалась, небо омрачилось, горы раздались, гробы издавали мертвецов, преданные Распятому люди били себя в грудь и горько плакали; враги, несмотря на свое видимое торжество - что убили Праведника - цепенели от страха совести своей. Один только распятый наш Спаситель был совершенно покоен. Он с Креста, как Царь с престола, делал распоряжения и в раю, и на земле, и в самом аду: рай обещал покаявшемуся разбойнику, на земле устроил судьбу плачущей Своей Матери, в аду проповедовал покаяние не успевшим исправиться грешникам.
Отчего же в Спасителе такое чудное спокойствие среди самых тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Бога Отца.

[

Книга 4. Поучение 36

I . Ныне прославляемый св. великомученик Никита, родом готф, жил на берегах Дуная и, приняв христианскую веру, распространял ее среди готфов. В это время в народе готфском была междоусобная война. Два царя готфских - Фритигерн и Атанарик состязались о власти. Фритигерн был христианин, а Атанарик поклонялся идолам. Фритигерн был побежден, убежал в Грецию, и, собрав здесь войско, возвратился на берега Дуная. Воинские знамена его полков были украшены знамением креста. Победив Атанарика и заняв престол, Фритигерн начал обращать своих подданных к христианской вере. Епископ Ульфила содействовал этому делу изобретением готфской азбуки, а Никита - проповедью и примером святой жизни. Но спокойствие готфского народа было непродолжительно. Атанарик, язычник, победив Фритигерна, христианина, отнял у него власть и начал жестоко преследовать христиан. Проповедник Христовой веры Никита, неустрашимо обличавший Атанарика, дабы вразумить и обратить его на путь истины и добра, был схвачен и, после тяжких страданий, без ропота и великодушно им перенесенных, был сожжен. Тело его, оставшееся в огне невредимым, было брошено без погребения. Один из друзей пошел, в глубокую ночь, отыскивать тело мученика и, нашедши его по сиявшему над ним свету, отнес на свою родину, в Киликийскую страну, и здесь тело Никиты, положенное в церкви, прославилось чудесными исцелениями.

II . Св. великомученик Никита, без ропота перенесший тяжкие страдания за Христа, служит для нас, братия, живым учителем той истины, что скорби нужно переносить великодушно, без ропота, с полною преданностью Промыслу Божию, допустившему эти скорби.

А. Если скорби, обременяющие нас, произошли от наших грехов: то их надобно переносить великодушно по двум причинам.

а) Во-первых, потому, что скорби в таком случае неизбежны. Скорби следуют за грехами рука об руку. Никакая естественная сила, никакая мудрость не может отстранить скорбей от грехов. Они соединены между собою так же тесно, как естественно быть соединенным действиям с своими причинами. Где дождь, там и грязь; где грех, там и скорбь. Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое (), - говорит апостол Павел. Видите, в каком тесном союзе грех со скорбями. И следовательно, где допущены грехи, там скорби неизбежны. А потому те, которые имели несчастие впасть в грех, должны поставить себе в непременную обязанность переносить великодушно скорби, их постигшие.

б) Во-вторых, заслуженные скорби надобно переносить великодушно потому, что он предотвращают горести более значительные, горести, ожидающие нас по ту сторону гроба, т. е. геенские мучения. За что мы потерпим в этой жизни наказания, за то не будем наказаны в будущей. Бог правосуден, не наказывает дважды за одно и то же преступление. Поэтому не без основания христиане, допустившие себя до погрешностей, иногда просят Бога, чтобы Он наказал их в этой жизни, а помиловал бы в будущей. Да и нет сомнения, что лучше потерпеть за грехи скорби временные, скорби в этой жизни, нежели вечные, бесконечные в жизни будущей. Притом великодушное перенесение скорбей может послужить скорейшему прекращению скорбей.

Легко может случиться, что милосердый Господь, увидя наше великодушие, наше смирение, наше терпение в перенесении постигших нас скорбей, простит нам по благости Своей наши погрешности, прекратит наши скорби и прольет отраду в сердца наши. Некогда, по действию Божию, за грехи, постигли величайшие скорби царя израильского Давида. Он должен был удалиться от царских чертогов и идти, как изгнанник, в страхе, пешком, босой, под укоризнами (). Но так как царь Давид все это переносил с удивительным великодушием и терпением, то Бог вскоре умилосердился над царственным изгнанником и прекратил его скорби, возвратив ему и престол, и силу, и славу.

Б. Скорби, не заслуженные, но посылаемые или попущаемые Богом для испытания нашей веры, для возвышения нашего освящения, должно переносить великодушно по следующим причинам.

а) Во-первых, скорби, о которых говорим, должно переносить великодушно из подражания Христу Спасителю, апостолам и прочим святым угодникам Божиим.

Иисус Христос мужественно переносил все неприятности, в продолжение жизни с Ним встречавшиеся. Самые крестные страдания, самую смерть Спаситель претерпел великодушно, в высочайшей степени. Апостол Павел не только терпеливо переносил скорби, удручавшие его, но и радовался в страданиях своих. Радуюся в страданиях моих (), писал он к колоссянам.

б) Во-вторых, скорби, посылаемые от Бога, надобно великодушно переносить, чтобы не лишиться душевной великой пользы, для которой посылаются нам скорби. Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному пользы. То же можно сказать и о скорбях. Нетерпеливое перенесение скорбей может сделать их не действительными, бессильными достигнуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются.

в) Притом скорби надобно великодушно переносить и потому, что они необходимы на пути душевного спасения. Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (), говорит свящ. Писание.

г) Наконец, надобно переносить бедствия и из благодарности к Богу, посылающему нам скорби, потому что Господь Бог посылает скорби преимущественно тем, кого Он любит. Аще наказание терпите, - говорит ап. Павел, - яко же сыновом обретается вам Бог (). Отец земной наделяет любимых детей своих подарками: а Отец небесный осыпает любимых Своих детей, христиан, скорбями. Его же любит Бог, наказует, - говорит свящ. Писание, - биет же, всякого сына, его же приемлет ().

III . Причины, побуждающие нас, слушатели, великодушно переносить скорби, очевидны. Будем благоразумны и справедливы. Если угодно Богу посетить нас скорбями, то будем переносить их великодушно, терпеливо, безропотно, подобно св. мученику Никите, ныне ублажаемому. Таковое мудрое перенесение скорбей вознаградит нас сторицею, если не в этой жизни, то в будущей непременно. Аминь.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost