02.05.2024

Группа астрономов любителей разработала теорию. Иранский спутник: анализ наблюдений


Вариант № 2778941

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма правления; республика; монархия; федерация; форма государства.

Ответ:

Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».

5) прибыль

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.

2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.

4) Мораль требует от человека определённого поведения.

5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

Ответ:

Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованны

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

Ответ:

Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о роли го-су-дар-ства в эко-но-ми-ке и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В ры-ноч-ной эко-но-ми-ке го-су-дар-ство уста-нав-ли-ва-ет цены на все то-ва-ры и услу-ги.

2) Го-су-дар-ство в усло-ви-ях рынка осу-ществ-ля-ет цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние про-из-вод-ства.

3) Го-су-дар-ство удо-вле-тво-ря-ет по-треб-но-сти в об-ще-ствен-ных то-ва-рах или об-ще-ствен-ных бла-гах.

4) В ры-ноч-ной эко-но-ми-ке го-су-дар-ство за-щи-ща-ет ин-те-ре-сы соб-ствен-ни-ков.

5) Го-су-дар-ствен-ное вме-ша-тель-ство в эко-но-ми-ку свя-за-но с не-со-вер-шен-ства-ми ры-ноч-но-го ме-ха-низ-ма.

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ха-рак-те-ри-сти-ка-ми и фак-то-ра-ми про-из-вод-ства: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

Ответ:

Людмила Анатольевна вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг различных предприятий. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые она может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банкноты

3) облигации

5) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

6) договор о страховании имущества

Ответ:

На гра-фи-ке от-ра-же-но из-ме-не-ние пред-ло-же-ния мор-ко-ви и лука на со-от-вет-ству-ю-щем рынке: кри-вая пред-ло-же-ния пе-ре-ме-сти-лась из по-ло-же-ния S в по-ло-же-ние S 1 (на гра-фи-ке Р - цена то-ва-ра‚ Q - ко-ли-че-ство то-ва-ра).

Какие из пе-ре-чис-лен-ных фак-то-ров могут вы-звать такое из-ме-не-ние? За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) уве-ли-че-ние до-хо-дов про-из-во-ди-те-лей мор-ко-ви и лука

2) ги-бель уро-жая в ре-зуль-та-те не-бла-го-при-ят-ных по-год-ных усло-вий

3) умень-ше-ние платы за арен-ду зе-мель-ных участ-ков

4) сни-же-ние цен на ди-зель-ное топ-ли-во и бен-зин

5) по-вы-ше-ние цен на по-са-доч-ные ма-те-ри-а-лы

Ответ:

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением.

2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации.

3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение.

4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям.

5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами.

Ответ:

В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопрос: «Как Вам кажется, кому проще жить - людям, y которых есть моральные авторитеты, или людям, у которых таких авторитетов нет?».

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что проще жить людям, y которых есть моральные авторитеты, среди женщин больше, чем среди мужчин.

2) Равные доли опрошенных мужчин и женщин считают, что проще жить людям, y которых нет моральных авторитетов.

3) Доля тех, кто ответил на поставленный вопрос, что нет принципиальной разницы, среди мужчин больше, чем среди женщин.

4) Среди мужчин мнение о том, что проще жить тем людям, у которых нет моральных авторитетов, более популярно, чем мнение о том, что нет принципиальной разницы.

5) Четверть женщин затруднились ответить на поставленный вопрос.

Ответ:

Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о по-ли-ти-че-ской элите и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В де-мо-кра-ти-че-ском об-ще-стве от-сут-ству-ют по-ли-ти-че-ские элиты.

2) Ме-ха-низм по-пол-не-ния или из-ме-не-ния со-ста-ва по-ли-ти-че-ской элиты за-ви-сит от сло-жив-ше-го-ся по-ли-ти-че-ско-го ре-жи-ма.

3) По-ли-ти-че-ская элита - это груп-па лиц, про-фес-си-о-наль-но за-ни-ма-ю-ща-я-ся де-я-тель-но-стью в сфере вла-сти и управ-ле-ния го-су-дар-ством.

4) По-ли-ти-че-ская элита - это лишь опре-делённая часть более ши-ро-ких эли-тар-ных слоёв об-ще-ства в целом.

5) При-ня-тие по-ли-ти-че-ских ре-ше-ний в любом го-су-дар-стве осу-ществ-ля-ет-ся ис-клю-чи-тель-но в ин-те-ре-сах по-ли-ти-че-ской элиты

Ответ:

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Ответ:

Го-су-дар-ство Z вклю-ча-ет в себя не-сколь-ко субъ-ек-тов, об-ла-да-ю-щих опре-делённой са-мо-сто-я-тель-но-стью; ре-гу-ляр-но про-хо-дят все-об-щие рав-ные пря-мые, на ос-но-ве тай-но-го го-ло-со-ва-ния вы-бо-ры главы го-су-дар-ства и пар-ла-мен-та. В стра-не пред-став-лен ши-ро-кий спектр по-ли-ти-че-ских идео-ло-гий, права и сво-бо-ды граж-дан га-ран-ти-ро-ва-ны за-ко-ном. Най-ди-те в при-ведённом ниже спис-ке ха-рак-те-ри-сти-ки формы го-су-дар-ства Z и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) мо-нар-хия

2) рес-пуб-ли-ка

3) фе-де-ра-тив-ное го-су-дар-ство

4) де-мо-кра-ти-че-ское го-су-дар-ство

5) то-та-ли-тар-ное го-су-дар-ство

6) уни-тар-ное го-су-дар-ство

Ответ:

Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже от-но-сит-ся к лич-ным (граж-дан-ским) пра-вам (сво-бо-дам) граж-да-ни-на РФ? За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) право на не-при-кос-но-вен-ность част-ной жизни

2) право на труд в нор-маль-ных усло-ви-ях

3) право на тайну пе-ре-пис-ки, те-ле-фон-ных пе-ре-го-во-ров

4) сво-бо-да со-ве-сти

5) сво-бо-да пред-при-ни-ма-тель-ской де-я-тель-но-сти

Ответ:

Найдите в списке юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В связи с падением спроса на продукцию предприятие было вынуждено сократить численность сотрудников на 15%.

2) В результате несчастного случая мастер-часовщик фирмы по производству часов частично потерял зрение, и, руководство фирмы расторгло с ним трудовой договор.

3) Работодатель узнал, что работник разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, которыми он располагал

в силу должностных обязательств.

4) Проведённая аттестация сотрудников академического института показала, что уровень квалификации ряда научных сотрудников не соответствует требованиям квалификационной характеристики.

5) Женщина ушла в декретный отпуск, и, основываясь на том, что она не сможет длительное время исполнять свои

функциональные обязанности на фирме, руководство приняло решение об ее увольнении.

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между дей-стви-я-ми и эле-мен-та-ми ста-ту-са на-ло-го-пла-тель-щи-ка в РФ: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

ДЕЙ-СТВИЯ ЭЛЕ-МЕН-ТЫ СТА-ТУ-СА НА-ЛО-ГО-ПЛА-ТЕЛЬ-ЩИ-КА

А) ис-поль-зо-вать на-ло-го-вые льго-ты при на-ли-чии ос-но-ва-ний и в по-ряд-ке, уста-нов-лен-ном за-ко-но-да-тель-ством о на-ло-гах и сбо-рах

Б) по-лу-чать от-сроч-ку, рас-сроч-ку или ин-ве-сти-ци-он-ный на-ло-го-вый кре-дит в по-ряд-ке и на усло-ви-ях, уста-нов-лен-ных за-ко-но-да-тель-ством

В) упла-чи-вать за-кон-но уста-нов-лен-ные на-ло-ги

Г) при-сут-ство-вать при про-ве-де-нии вы-езд-ной на-ло-го-вой про-вер-ки

Д) пред-став-лять в уста-нов-лен-ном по-ряд-ке в на-ло-го-вый орган по месту учёта на-ло-го-вые де-кла-ра-ции (расчёты), если это преду-смот-ре-но за-ко-но-да-тель-ством о на-ло-гах и сбо-рах

2) обя-зан-но-сти

За-пи-ши-те в таб-ли-цу вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-вам:

A Б В Г Д

Ответ:

Евгений и Елена решили вступить в брак. Найдите в приведённом ниже списке условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие y жениха и невесты постоянного источника доходов

2) наличие y жениха и невесты профессионального образования

3) достижение женихом и невестой брачного возраста

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) владение русским языком

6) добровольное согласие жениха и невесты

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мировоззрение - это совокупность представлений, _______ (А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _______ (Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение - это основной _______ (В), мерило мыслей и поступков человека.

В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека _______ (Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется _______ (Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) миропонимание

2) врождённые инстинкты

3) понятийное мышление

4) чувственное постижение

5) представление

6) критерий

8) наблюдение

9) деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:

A Б В Г Д Е

Ответ:


(А. Г. Спиркин )

Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три объ-яс-не-ния не-об-хо-ци-мо-сти со-че-та-ния в по-зна-ва-тель-ной де-я-тель-но-сти раз-лич-ных видов (форм) по-зна-ния.


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия. «Не идти вперёд - зна-чит, идти назад». (Ла-тин-ское из-ре-че-ние)

29.2 Эко-но-ми-ка. «Мар-ке-тинг со-сто-ит в том, чтобы рас-ска-зать людям (или рас-про-стра-нить среди людей) ис-то-рию о ваших пре-иму-ще-ствах, причём так, чтобы эти люди могли оце-нить такие пре-иму-ще-ства». (С. Годин)

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «Мо-раль-ную силу не-воз-мож-но со-здать па-ра-гра-фа-ми за-ко-на». (К. Маркс)

29.4 По-ли-то-ло-гия. «В усло-ви-ях де-мо-кра-тии не-осве-домлённость од-но-го из-би-ра-те-ля может по-вре-дить всем осталь-ным». (Дж. Кен-не-ди)

29.5 Пра-во-ве-де-ние. В сущ-но-сти, на-зва-ние и образ прав-ле-ния не имеют ни-ка-кой важ-но-сти: если толь-ко пра-во-су-дие ока-зы-ва-ет-ся всем граж-да-нам, если они урав-не-ны в пра-вах, го-су-дар-ство управ-ля-ет-ся хо-ро-шо». (На-по-ле-он I Бо-на-парт)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Деятельность человека

Субъектами процесса обучения являются:
А) учитель и ученики
Б) учебники
В) устав школы
Г) содержание учебного материала
Деятельность человека, характеризующаяся осознанным подчинением общественным нормам, личным убеждениям и идеалам, называется:
а) традиционная
б) аффективная
в) формальная
г) ценностно-рациональная
Объектом трудовой деятельности человека является:
А) сам человек, выполняющий определенную работу
Б) инструмент, при помощи которого деятельность осуществляется
В) предмет, на изменение которого направлена деятельность человека
Г) помещение или часть пространства, представленное для процесса труда
Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Чем деятельность человека отличается от действий бобра?
А)человеческие строения имеют гораздо большие размеры
Б) при строительстве используются природные материалы
В) человек осмысленно и творчески подходит к деятельности
Г) плотины, созданные бобрами проще по своему устройству
Старший брат обучает младшего брата самостоятельно обуваться. Объектом данной деятельности являются:
А) практические умения младшего брата обуваться
Б) старший брат, объясняющий и показывающий, как нужно обувать туфли
В) прихожая, в которой в данный момент находятся братья
Г) обувь
Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что:
А) она преобразует действительность
Б) она осуществляется в коллективе
В) в результате нее человек приспосабливается к условиям окружающей среды
Г) человек использует различные приспособлеия
Дочь помогает маме мыть посуду. Субъектом данной деятельности является:
А) советы и рекомендации мамы
Б) грязная посуда
В) дочь
Г) раковина, вода, щетка для мытья посуды
Школьники на уроке изучают роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Этот факт иллюстрирует деятельность:

Б) учебно-познавательную
В) ценностно-ориентировочную

Только деятельность человека характеризуется:
А) как инстинктивная
Б) как творческая
В) как совместная
Г) как постоянная
Студенты профессионального лицея проходят преддипломную практику на предприятии, занимаются пошивом одежды из джинсовой ткани. Какой вид деятельности иллюстрирует этот факт?
А) материально-производственную
Б) учебно-познавательную
В) ценностно-ориентировочную
Г) социально-преобразовательную
Общей характеристикой деятельности человека и поведения животного является:
А) способность к целеполаганию
Б) удовлетворение физиологических потребностей
В) выбор средств достижения цели
Г) способность к самоконтролю
Таня увлекается шитьем. Она сама придумывает модели, подбирает ткани, фурнитуру, делает выкройки, кроит и шьет. Всему этому её научила мама. Субъектом данной деятельности является:
А) Таня
Б) мама
В) модели, ткани, фурнитура
Г) п рактические умения Тани шить
Студент работает в библиотеке со специальной литературой, подбирает материал для дипломной работы. Объектом данной деятельности является:
А) библиотека
Б) студент
В) специальная литература
Г) дипломная работа
Мячи, скакалки, волейбольная сетка, штанги, тренажеры в спортивном зале для его посетителей являются:
а) объектами деятельности
б) субъектами деятельности
в) целями деятельности
г) средствами деятельности


Приложенные файлы

Немного истории

Считается, что любительская астрономия возникла в конце XIX века, когда в 1887 году Камиль Фламмарион основал Французское астрономическое общество, а годом позже появился Нижегородский кружок любителей физики и астрономии. Однако если рассмотреть историческую перспективу внимательнее, то окажется, что профессиональная астрономия (в современном её понимании) также появилась сравнительно недавно. Можно ли назвать профессионалами античных (Аристарх Самосский, Фалес Милетский, Птолемей, Платон, Аристотель) и средневековых (Джордано Бруно, Николай Коперник, Тихо де Браге, Галилео Галилей) астрономов? По своим интересам и методам исследования они схожи скорее с современными любителями, чем с профессионалами. Их астрономия была тесно связана с философией, теологией, астрологией или искусством, и не имела дисциплинарного деления, в исследованиях преобладали визуальные наблюдения. Получается, что любительская астрономия (если посмотреть на неё с этой точки зрения, конечно) появилась намного раньше, чем профессиональная и послужила основой для развития последней.

Камиль Фламмарион - основатель Французского Астрономического общества, учёный и популяризатор науки

Однако и сейчас любительская астрономия не потеряла своей важности для «большой науки». Профессиональных астрономов не так много (например, в состав Международного Астрономического Союза входят около 10 000 участников, что достаточно мало по сравнению с профессиональными объединениями в других областях науки). Количество же астрономов-любителей, хоть и не известно с достаточной точностью, во много раз превосходит количество профессиональных астрономов (считается, что в одной только России насчитывается более 10 000 любителей). Кроме того, любители рассредоточены по всему миру, что позволяет им охватить сетью наблюдений космос практически с любой точки нашей планеты.

Чтобы оценить роль любительской астрономии в науке, достаточно просто вспомнить несколько открытий, сделанных астрономами-любителями. Например, открытие третьей по величине планеты солнечной системы принадлежит Уильяму Гершелю, обнаружение спиральной структуры галактик - лорду Россу, Роберт Эванс открыл визуально 42 вспышки сверхновых звезд. И даже радиоастрономия, популярная сейчас среди профессионалов, была основана астрономом любителем - Гроутом Ребером.

Направления любительской астрономии

Как известно, на заре астрономии использовались визуальные наблюдения. Сейчас они практически отсутствуют в профессиональной науке, и роль «наблюдателей» полностью принадлежит любителям. В этом отношении астрономов-любителей можно сравнить со средневековыми мореплавателями, открывающими новые земли и страны. Ведь часто о новых объектах становится известно именно им, и лишь после этого начинается профессиональное исследование объекта.

Какими же наблюдениями занимаются любители?

Одно из самых развитых направлений - наблюдения за солнечной активностью. Для регистрации явлений, происходящих на Солнце (пятна, факелы, вспышки), а также солнечных затмений не требуется сложная аппаратура и глубокие знания в области астрономии, наблюдения проводятся в дневное время. На поверхности Солнца можно обнаружить до 150 пятен (во время максимума цикла солнечной активности).

Вид Солнца в телескоп

Ещё одно популярное направление - наблюдение комет. Долгое время кометы считали предвестниками войн, но даже несмотря на это прохождение кометы через атмосферу Земли всегда было зрелищем завораживающим. С точки зрения многих астрономов-любителей кометы - самые красивые небесные тела. Возможно, поэтому многие кометы были открыты именно ими. Обычно оценивается блеск кометы, её размеры, особое внимание уделяется хвосту. Иногда можно наблюдать покрытия звёзд кометой -это явление нельзя предсказать, но оно может дать ценную информацию о строении ядра кометы.

Комета Макнота (2007 год)

Многие астрономы-любители занимаются наблюдением покрытия небесных тел астероидами. В настоящее время известно более полумиллиона астероидов в одной только Солнечной системе, и предполагается, что ещё примерно столько же предстоит открыть. Наблюдения покрытия небесных тел астероидами позволяют оценить их размер (измерив время, в течение которого изменится яркость звезды, через которую проходит астероид).

С развитием телескопостроения среди любителей получило популярность наблюдение переменных звезд. Изменение блеска звезды - это не только просто красивое зрелище, но и физическое явление, способное многое сказать о строении звезды. Как правило, астрономы наблюдает изменение блеска только в том случае, если оно достаточно велико (превосходит 0,3 звездные величины).

Одно из самых захватывающих занятий среди любителей - заполнение белых мест на звездной карте. Конечно, найти новую звезду, не имея профессионального оборудования и инструментов непросто, но, тем не менее, часть открытий принадлежит астрономам-любителям. Открыть новую звезду можно, когда происходит взрыв (вспышка) - при этом яркость звезды увеличивается в тысячи раз. В августе 2013 года астроном-любитель из Японии обнаружил Новую звезду в созвездии Дельфина, используя телескоп диаметром всего 17,5 см.

К наблюдениям объектов вне Солнечной системы можно отнести также поиск экзопланет - планет, обращающихся вокруг других звезд. Наблюдать их намного сложнее в связи с большим расстоянием от Земли и малой яркостью. Тем не менее, по официальным данным на 4 мая 2014 года зарегистрировано 1786 экзопланет, несколько из которых были найдены любителями при анализе данных телескопа «Кеплер». Однако очень малая часть экзопланет поддаётся визуальному наблюдению, подавляющее большинство было открыто с использованием непрямых методов (астро- , фото- и спектрометрии).

Роль любительской астрономии

Этот список можно продолжить, но давайте посмотрим, зачем же любители занимаются астрономией, что побуждает их покупать дорогое оборудование и проводить ночи за наблюдениями? Какие цели они преследуют?

Самое важное, пожалуй - это получение личного опыта и знаний. Стремление к познанию себя и окружающей среды - это одно из непреодолимых стремлений человечества. Такими были наши предки, исследующие, например, строение человеческого тела, такие же и мы, познающие структуру Вселенной.

Кроме того любительская астрономия - это эстетическое удовольствие. Смотреть на звезды не только полезно, но и приятно. Для многих из нас прогулка по ночному небу намного желаннее, чем посещение самой большой картинной галереи или самого искусного театрального представления.

Кроме того, любительская астрономия включает в себя общение, обсуждение, обмен опытом и впечатлениями с другими исследователями. Этому способствует развитие астрономических сообществ, клубов и кружков, а также интернет-ресурсов.

Нельзя не отметить роль любительской астрономии в популяризации науки. Многие научно-популярные статьи и монографии по астрономии написаны именно любителями - они красочно делятся своим опытом с читателем, заражая его желанием самому приобщиться к наблюдениям. В последнее время набирает обороты так называемая «тротуарная астрономия» - вид популярной науки, когда приборы для наблюдения космических объектов устанавливают прямо на улицах городов, что даёт возможность любому желающему взглянуть на звёзды.

Астроном Джон Добсон вынес свой телескоп на улицы Сан-Франциско

Большой вклад вносит любительская астрономия и в приборостроение. Например, изобретение самого крупного телескопа своего времени принадлежит лорду Россу - астроному любителю. Кроме того, любители вносят огромное количество усовершенствований в уже существующие конструкции телескопов.

Ну и, конечно же, нужно сказать об астрофотографии, которая находится на стыке науки и искусства. Фотографии астрономических объектов восхищают зрителей не меньше, чем традиционные виды фотоискусства. Однако астрофотографии - это не культурная ценность, но ещё и ценный материал для науки. С помощь. Этого метода можно выявить изменения в яркости звезд, определить траектории небесных тел и даже открыть новые объекты.

Помимо личных наблюдений астрономы-любители часто принимают участие в крупных проектах совместно с профессионалами. Таковыми являются, например, проекты распределённых вычислений а краудсорсинга, получившие широкое распространение с развитием компьютеров и информационных технологий.

Участие в проектах распределённых вычислений а краудсорсинг. Это направление любительской астрономии появилось с развитием компьютеров и интернета. Самые известные астрономические проекты распределенных вычислений - Cosmology@home (поиск наиболее адекватной модели Вселенной по данным реликтового излучения), Einstein@Home (исследование пульсаров), MilkyWay@home (построение трехмерной модели нашей галактики), Orbit@home (слежение за орбитами тел, проходящих рядом с Землей), PlanetQuest (открытие новых планет и классификация звезд), SETI@home (поиск внеземных цивилизаций), Stardust@Home (исследование кометы Вильда 2). Также интересен краудсорсинговый проект NASA Clickworkers, созданный с целью проанализировать массив снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей.

Как можно заметить, астрономами-любителями движут различные цели и стремления, их интересы различны. Это и люди с техническим складом ума, занимающиеся телескопостроением, например, и творческие натуры - фотографы и художники. Но всех и объединяет одно - стремление к звёздам.

Как далеко находится человечество на пути познания Вселенной? Всего 57 лет назад был запущен первый искусственный спутник, не прошло и полвека с момента вывода человека в открытый космос, мы до сих пор не побывали ни на одной соседней планете и имеем, по сути, только гипотезы относительно возникновения Вселенной. Видимо, мы находимся где-то в самом начале этого пути, полного великих открытий и неизбежных заблуждений.

Начало формы

  1. обобщение существенных свойств предметов в понятиях
  2. отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними
  3. формулирование выводов и умозаключений о предмете
  4. формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом
  5. утверждение или отрицание определенных положений о предмете
  6. восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств

Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания.

1) поведение

2) ощущение

3) предложение

4) восприятие

5) понятие

6) суждение

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира.

1) наблюдение

2) ощущение

3) суждение

4) выдвижение гипотезы

5) проведение эксперимента

6) эмпирическое описание

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой виды знаний.

1) житейское

2) трудовое

3) научное

4) социальное

5) гипотетическое

6) религиозное

Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Укажите в при­ве­ден­ном перечне эм­пи­ри­че­ские методы на­уч­но­го познания

1) Ученые-вулканологи на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вулкана Этна

2) Ученые-историки вы­дви­ну­ли гипотезу про­ис­хож­де­ния названия «Русь» от при­бал­тий­ско­го племени ругов.

3) Эко­но­ми­сты теоретически обос­но­ва­ли перспективы раз­ви­тия глобальной экономики.

4) Эко­ло­ги провели при по­мо­щи специального зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти генной ин­же­не­рии выявили ген, спо­соб­ству­ю­щий заболеванию раком.

Найдите в приведённом ниже спис­ке характеристики тео­ре­ти­че­ско­го уровня на­уч­но­го познания. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) про­ве­де­ние контрольных измерений

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние гипотез

3) со­зда­ние логической мо­де­ли изучаемого объекта

4) опи­са­ние изучаемых явлений

5) про­ве­де­ние научного эксперимента

6) объ­яс­не­ние существующих взаимосвязей

Найдите в приведённом ниже спис­ке признаки, от­ли­ча­ю­щие научное по­зна­ние от дру­гих видов познания, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) субъективный ха­рак­тер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная про­вер­ка результатов

5) взаимосвязь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уровней

6) разработка спе­ци­аль­но­го понятийного аппарата

Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Чувственное по­зна­ние при­су­ще всем живым существам.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа B) фик­са­ция существенных свойств предмета Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чертами и уров­ня­ми научного познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 1) чувственное 2) логическое
Установите со­от­вет­ствие между фи­ло­соф­ски­ми дис­ци­пли­на­ми и их от­ли­чи­тель­ны­ми признаками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ
А) изу­ча­ют­ся формы, ме­то­ды и за­ко­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной по­зна­ва­тель­ной деятельности Б) изу­ча­ют­ся мо­раль и нрав­ствен­ность В) изу­ча­ют­ся сущ­ность и формы пре­крас­но­го в ху­до­же­ствен­ном творчестве, в при­ро­де и в жизни Г) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на искусство Д) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на науку Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1) этика 2) эстетика 3) логика

Ученые ла­бо­ра­то­рии ведут ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти фи­зи­ки твер­до­го тела. Какие черты от­ли­ча­ют на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го пе­реч­ня нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны.

1) опора на дан­ные наблюдений

2) экспериментальное под­твер­жде­ние выводов

3) учет на­коп­лен­но­го опыта

4) использование форм ра­ци­о­наль­но­го познания

5) разработка обос­но­ван­ных теорий

6) применение стро­го опре­де­лен­ных понятий

Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из приведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды исследования, ис­поль­зу­е­мые Петровым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам растений.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных условиях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой проблеме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее распространённых видов ядо­ви­тых грибов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов

Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

2) Книга была напечатана в крупном издательстве.

3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.

5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.

Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованы

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Тест по теме «Познание»

    Запишите слово пропущенное в таблице

    Выберите верные суждения об истине и ее критериях, и запишите цифры под которыми они указаны

    1) Абсолютная истина в отличии от относительной истины представляет собой теоритически обоснованное знание.

    2)Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

    3)Относительная истина-это знание, которое может изменяться, дополняться по мере возможностей познания.

    4)Единственный критерий истины –соответствие существующим научным теориям.

    5)Истина –это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

    3.Установите соответствие между признаками научного познания (исследований) к каждой позиции:

    Уровни научного познания

    (исследований)

    А)выявление и объяснение закономерностей

    1).эмпирический

    Б) сбор фактов

    2)теоритический

    В)описание наблюдаемых явлений

    Г)формулирование научной проблемы

    Д)выдвижение гипотез

    4,Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к методам научного познания .

    1. Теория,2)наблюдение, 3)эксперимент, 4)концепция, 5)классификация,6)систематизация.

    5. Установите соответствие между формами и уровнями познания к каждой позиции

    6.Выбирите верное суждение о познании и запищите цифры, под которыми они указаны.

      Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением

      Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете

      Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны

      Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объекта

      Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

    7. Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержания книги можно отнести к научному познанию.

      Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства

      Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами

      Содержание книги изложено профессиональным языком

      Все гипотезы исследователей были обоснованы

      Книга была напечатана в крупном издательстве

      Весь тираж книги был раскуплен в течении одного месяца

    8. Установите соответствие между признаками и видами познания, которые соответствуют к каждой позиции

    9.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.

    1) форма познания, 2)ощущение, 3)восприятие, 4)представление, 5)суждение.

    10.Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения теории Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать основой такой профессиональной оценки. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      Теорию разработали любители

      Теория не подтверждается практикой

      Выводы разработчиков нелогичны

      Теория опровергает принятые в науке представления

      Основные положения теории не обоснованы

      Разработчики рассматривают участие сверхъестественных сил

    11.Запишите слово, пропущенное в таблице.

    12.Выбирите верные суждения о науке и запищите цифры.

      Наука осуществляет поиск путей преодоления глобальных проблем современного человечества

      Наука способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нем

      Основная функция науки связана с регулированием социального поведения людей

      Наука помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

      Наука в отличии от других форм(областей) духовной культуры оказывает эмоциональное воздействие на человека

    13.Прочитайте приведенный ниже текст. Вставте пропущенные слова из списка.

    «Человек посредством познания и на его основе преобразует______(А),самого себя, формирует свой______(Б), свою культуру. Познание- сложное явление. Оно представляет собой активное______(В)человеком внешнего мира посредством особого вида____(Г).

    Различают две ступени познания: чувственное и ______(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный ______(Е) »

    Список терминов:

    1)воприятие, 4)окружающий мир 7)теоретическое

    2)рациональное 5)суждение 8)представление

    3)процесс 6)деятельность 9)духовный мир

    II часть .

      Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие форм познания». Составте план в соответствии с которым Вы будите освещать данную тему .

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию о различие в характере знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее сущность суждения как формы рационального познания .

      Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина » Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию об относительной истине, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost