25.03.2024

Хозяйственная деятельность населения в горах. Рельеф суши


Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол. ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части Краснодарского края.

В предгорьях и горах Северо-Западного Кавказа с давних пор проживали многочисленные племена адыгов. Воздействие человека на природу предгорий.

Добыча полезных ископаемых

Энергия горных рек

Эрозия – размыв или смыв текущей водой горных пород и почв, в результате чего возникают линейно вытянутые полые формы рельефа: долины, овраги, балки и др. Природные комплексы предгорий постепенно приобретают характерные черты, связанные с присутствием человека: хозяйственные постройки, автомобильные и железнодорожные магистрали, засеянные поля. Леса предгорий. Особенности хозяйственной деятельности людей в горной части Краснодарского края.

Горы Кавказа. Вид с Красной поляны.

Хозяйственная деятельность людей затронула и эти труднодоступные места. В целях добычи древесины уничтожаются многие ценные породы деревьев. Имеют место и случаи браконьерства. Интенсивный выпас скота значительно уменьшает продуктивность высокогорных лугов. Чтобы сохранить растительный покров, в некоторых местах запрещается выпасать скот в течение определённого времени. К сожалению, восстановление луговых комплексов идёт довольно медленно.

Кавказский Биосферный заповедник, край кристального горного воздуха и красивейших альпийских лугов.

Субальпийские луга. Бузульник полустреловидный .

Горы – прекрасное место для отдыха людей. Рафтинг – вид водного спорта: спуск по горным или порожистым рекам на плотах или лодках с вёслами. Альпинизм и скалолазание на Кавказе. Однако природа гор часто страдает от непродуманных действий человека.

Лесные пожары

Кострища

Погубленные деревья

Вытоптанные травы

горы мусора

Есть такое понятие – предельно допустимая нагрузка на природный комплекс, при которой природные компоненты ещё способны восстанавливаться самостоятельно. Однако довольно часто человек переступает эту грань, и тогда последствия его деятельности становятся необратимыми. Карстовые колодца – вертикальные полсти, образованные в результате растворения горных пород природными водами. Кавказские горы богаты полезными ископаемыми. При добычи нефти происходит загрязнение нефтепродуктами окружающей среды. Разработка месторождений мергеля в районе Новороссийска ухудшила состояние подземных и поверхностных вод, лишились привычных мест обитания некоторые животные, пострадали и растения.

Чтобы не нарушать сложных взаимодействий в природе, необходимо бережно относиться к её богатствам. Это наш долг.

Деятельность человека в горах

В Скалистых горах в связи с прокладкой автодорог и обеспечением современными бытовыми удобствами условия жизни человека на высотах до 3050 м неуклонно улучшаются.

Здесь во многих поселениях, расположенных на высотах от 2150 до 2750 м, количество летних домов существенно превышает число домов постоянных жителей. Горы спасают от летней жары. Наглядным примером такого убежища служит город Багио, летняя столица Филиппин, который получил название «город на тысяче холмов». Он находится всего в 209 км к северу от Манилы на высоте около 1460 м.

В начале XX в. филиппинское правительство построило там правительственные здания, жилые дома для служащих и больницу, поскольку в самой Маниле летом трудно было наладить эффективную работу правительственного аппарата из-за сильной жары и высокой влажности. Эксперимент создания летней столицы в Багио оказался весьма успешным.

Земледелие
В целом такие особенности рельефа, как крутые склоны и узкие долины, ограничивают возможности развития земледелия в горах умеренного пояса Северной Америки. Там в небольших фермерских хозяйствах в основном выращивают кукурузу, бобы, ячмень, картофель и местами табак, а также яблоки, груши, персики, вишню и ягодные кустарники. В очень теплых климатических условиях к этому перечню добавляются бананы, инжир, кофе, маслины, миндаль и орех пекан. На севере умеренного пояса Северного полушария и на юге южного умеренного пояса вегетационный период слишком короток для вызревания большинства сельскохозяйственных культур и обычны поздние весенние и ранние осенние заморозки. В горах широко распространено пастбищное животноводство. Там, где обильны летние осадки, прекрасно растут травы. В Швейцарских Альпах летом целые семьи переселяются со своими небольшими стадами коров или коз в высокогорные долины, где занимаются сыроварением и изготавливают масло. В Скалистых горах США каждое лето с равнин в горы перегоняют большие стада коров и овец, где они нагуливают вес на тучных лугах.

Лесозаготовки – одна из важнейших отраслей хозяйства в горных районах земного шара, занимающая второе место после пастбищного животноводства. Некоторые горы лишены растительного покрова из-за недостатка осадков, но в умеренных и тропических зонах большинство гор покрыто (или прежде было покрыто) густыми лесами. Разнообразие древесных пород очень велико. Тропические горные леса дают ценную древесину лиственных пород (красное, розовое и эбеновое дерево, тик).

Жизнь и хозяйственная деятельность человека в горах. мини сочинение

Ответы:

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам. Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико.

Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы. Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами. Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

— Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

— Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол.

ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Хозяйственная деятельность в горах 1.Сельскохозяйственный ландшафт (Альпы)Сельскохозяйственный ландшафт (Альпы) 2.Вырубки лесов в провинции Альберта (Канада)Вырубки лесов в провинции Альберта (Канада) 3.Промышленный ландшафт Урала (Россия)Промышленный ландшафт Урала (Россия) 4.Дороги через горный перевал (Канада)Дороги через горный перевал (Канада) 5.Сельскохозяйственный ландшафт (Германия)Сельскохозяйственный ландшафт (Германия) КРАТКОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ












Хозяйственная деятельность в горах 1. Сельскохозяйственный ландшафт (Альпы) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м Географический центр изображения: 46°40 с.ш., 10°29 в.д. Спектральные каналы: 7, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 13 сентября 1999 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Зеленым цветом отображена растительность; бордовым, сиреневым, фиолетовым цветами – открытая поверхность; синим – водные объекты. Сельскохозяйственные поля имеют правильный геометрический пятнистый рисунок, оранжево-коричневый и зеленый цвет и занимают речные долины. Вверх по склонам расположены хвойные леса, которые имеют темно-зеленый цвет, мелкопятнистый рисунок и шероховатую текстуру. Выше по склонам над хвойными лесами расположены альпийские луга, растительность которых отображена желто-зеленым цветом. Альпийские луга перемежаются с открытыми каменистыми поверхностями – гольцами. Гольцы отображены белым, розовым, фиолетовым, сиреневым цветами. Вершины гор заняты снегом и льдом (голубой цвет). Источник: Технологические параметры изображения Оглавление Оглавление Изображение


Хозяйственная деятельность в горах 2. Вырубки лесов в провинции Альберта (Канада) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м Географический центр изображения: 51°29 с.ш., 114°57 з.д. Спектральные каналы: 7, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 18 августа 2002 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Темно-зеленым и темно-коричнево- зеленым цветами отображены хвойные леса; розовым и светло-розовым цветом – свежие вырубки; светло-зеленым цветом – прошлогодние вырубки. Лесные вырубки дешифрируются по цвету и характерному правильному рисунку изображения. В данном случае вырубки имеют неправильную форму и создают крупнопятнистый рисунок изображения. Это связано с горным рельефом местности. Источник: Технологические параметры изображения Оглавление Оглавление Изображение


Хозяйственная деятельность в горах 3. Промышленный ландшафт Урала (Россия) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м Географический центр изображения: 55°10 с.ш., 59°41 в.д. Спектральные каналы: 6, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 22 апреля 2000 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Темно-зеленым цветом отображен хвойный лес. По оврагам, балкам, склонам северной экспозиции и другим затененным местам лежит снег, который на изображении имеет голубой цвет. Снег подчеркивает рельеф и позволяет его успешно дешифрировать. Красным, красно-бордовым, бордовым цветами отображена территория промышленных предприятий. Синим – водные объекты. Источник: Технологические параметры изображения Оглавление Оглавление Изображение


Хозяйственная деятельность в горах 4. Дороги через горный перевал (Канада) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м, уменьшено Географический центр изображения: 51°11 с.ш., 115°59 з.д. Спектральные каналы: 7, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 23 сентября 2001 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Речные долины, по которым проходит дорога через перевал в провинции Британская Колумбия (Канада), покрыты густыми хвойными лесами, которые имеют темно-зеленый цвет, древовидный рисунок и шероховатую текстуру. Выше по склонам над хвойными лесами расположены альпийские луга, растительность которых отображена желто-зеленым цветом. Альпийские луга перемежаются с открытыми каменистыми поверхностями – гольцами. Гольцы отображены белым, розовым, фиолетовым, сиреневым цветами. Вершины гор заняты снегом и льдом (голубой цвет).

План- конспект урока по географии (8 класс)

на тему: « Человек и горы».

Урок разработал : учитель географии

МОУ «СОШ № 81» Глотова Нина Константиновна

Учебник : Алексеев А.И. «География России. Природа и население» 8 класс

Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах.

Задачи:

*определить основные направления хозяйственной деятельности человека в горах;

*выяснить влияния хозяйственной деятельности человека на природу гор;

*объяснить хрупкость природного равновесия в горах;

*углубить знания учащихся о влиянии климатических условий гор на образ жизни и здоровье человека;

*закрепить умения и навыки пользования различными источниками информации; *продолжать усовершенствовать навыки работы с контурной картой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: физическая карта России , карта России «Природные зоны и биологические ресурсы Росси», контурная карта России.

Ход урока .

  1. Организационный момент.

Приветствие. Класс делится на 3 группы.

  1. Повторение ранее изучение материала

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями природы гор России и выяснили причины изменения природных зон в горах. Для того чтобы вспомнить, основные моменты прошлого урока ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Как меняются климатические условия при подъеме в горы ? (температура понижается с каждым километром на 6 градусов Цельсия, давление понижается на 1 мм ртутного столба на каждые 10,5 метра, увеличивается количество осадков, характерны перепады температур, возможно усиление ветра)

Что такое высотная поясность, от чего зависит количество высотных поясов в горах? (это закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом горы, количество поясов зависит от географического положения гор, от высоты гор, экспозиции склонов и удаленности от океанов)

Для каких горных систем России характерно наибольшее количество высотных поясов? (больше всего высотных поясов в Кавказских, Алтайских горах)

Задание. Необходимо выстроить в правильной последовательности природные пояса Кавказских гор(задание выполняет один ученик у доски, из заранее приготовленных карточек ).

Ответ:

Нивальный пояс

Альпийские луга

Субальпийские луга с участками березового криволесья и зарослей рододендрона

Хвойные еловые и пихтовые леса

Широколиственные буковые леса

Широколиственные дубовые леса

Дубовая лесостепь

Степи

В прошлой теме мы познакомились с новыми понятиями, дайте определение этим понятиям.

* Фен (теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины )

* Бора (сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую сторону теплый и менее плотный воздух)

* Гольцы (горы, лишенные растительности или с редкой моховой, травяной или кустарниковой растительностью)

* Альпийские луга (расположены выше субальпийских, для них характерны низкие многолетние травы, заросли кустарничков).

* Субальпийские луга (это луга со сплошным травяным покровом, нередко высоким (до 2-2,5м.), низкорослыми кустарниками, криволесьем и редколесьем (сосна, кедровый стланик))

* Эндемики (виды, роды, семейства растений и животных, область распространения которых очень ограничена)

  1. Изучение нового материала.

Горы, как магнит, с древнейших времен притягивали человека. Многие ученые считают горы колыбелью человечества. Во всяком случае, засыпанные вулканическим пеплом останки предков человека найдены в ущелье недалеко от горы Килиманджаро в Африке. А самые древние следы пребывания первобытного человека на территории России найдены в горах - на Алтае и на Кавказе. Человеку, особенно первобытному, полностью зависящему от условий природной среды, в горах легче было пережить последствия неблагоприятных времен.

Как же сейчас люди живут в горах, что хотел бы «получить» современный человек от гор и каким образом человек воздействует на природу гор.

На эти и другие вопросы мы с вами должны найти ответы на сегодняшнем уроке.

Давайте запишем тему урока: «Человек и горы»

А. Виды хозяйственной деятельности в горах.

Ориентируясь на карту природно - хозяйственные зоны России (уч. Алексеев, стр. 150-151) ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Какие виды хозяйственной деятельности могут встречаться в горах?

Ответ.

Основные виды хозяйственной деятельности в горах.

I II III

Сельское хозяйство Добыча Рекреационная

Полезных ископаемых деятельность

(запись в тетрадь)

Классу предлагается разделится на группы. Каждая группа должна рассмотреть один из видов деятельности и на контурной карте России, с помощью условных знаков, нанести районы распространения данного вида деятельности. В группе выбирается эксперт по данному вопросу и картограф, который на контурной карте обозначает районы распространения данной деятельности.

Каждой группе предлагается примерный план ответа:

Общая характеристика данного вида деятельности.

В каких горах может осуществляться данный вид хозяйственной деятельности;

Как данный вид хозяйственной деятельности влияет на природные ландшафты гор .

Пока группы готовятся давать свой ответ, один из учащихся подписывает на контурной карте основные горные системы России.

Примерные ответы учащихся.

Группа №1 . Сельскохозяйственная деятельность.

В сельском хозяйстве можно выделить два направления: земледелие (растениеводство) и животноводство. Это одни из самых древних видов хоз. деят-ти.

Основным направление в сельском хозяйстве горных областей будет пастбищное животноводство, чаще всего овцеводство, реже коневодство и разведение крупного рогатого скота.

Данная деятельность может осуществляться в горах с достаточной кормовой базой, и благоприятными климатическими условиями для данных животных (отсутствие отрицательных температур), отсутствие опасных стихийных природных явлений.

Мы определили, пастбищное животноводство может развиваться на Кавказе, Алтае, Урале, в горах Южной Сибири, горных системах Дальнего Востока.

Умеренный выпас скота, при чередовании пастбищ, существенные изменения горных ландшафтов не приносит. Но при чрезмерном выпасе скота на одном месте конечно приводит к вытаптыванию почвы и ее деградации.

Второстепенным направлением сельского хозяйства в горных районах будет растениеводство.

В горах при оптимальных климатических условиях можно выращивать такие культуры как: чай, цитрусовые, виноград, табак, в предгорье возможного выращивать злаковые культуры и другие. Растениеводство будет, прежде всего, распространено в горных системах юга России, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, возможно также земледелие на юге гор Дальнего Востока. Из-за значительной крутизны и расчлененности склонов земледельческое освоение гор не получило сплошного распространения.

Дополнение учителя. В горных сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России. В горах меньше гнуса, мошки и оводов.

Многочисленные исследования последнего времени подтвердили выводы выдающегося русского ученого Н. И. Вавилого о том, что горы явились центрами видообразования культурных растений и домашних животных. Именно в горах в диком состоянии росли злаковые и плодовые культуры, паслись стада диких коз и баранов, быков и кабанов.

К тому же в горных районах многие с/х культуры быстрее растут и достигают больших размеров, этому способствует повышенная солнечная радиация, достаточное увлажнение и отсутствие засух.

Группа № 2. Добыча полезных ископаемых.

Горные районы в тектоническом плане - это горно-складчатые образования, которые богаты разнообразными горными породами магматического и метаморфического происхождения. Поэтому на карте можно обозначить все крупные горные системы России. Но самими яркими примерами могут служить Уральские горы, Кавказ, Алтай и другие горы Юга Россиии. В этих же горных системах главным образом и ведется добыча полезных ископаемых.

Данный вид деятельности сильнее всего влияет на природные ландшафты гор, потому-то что горные ландшафты невозможно восстановить.

Группа №3. Рекреационная деятельность .

Рекреационная деятельность- деятельность человека , направленная на создание мест отдыха.

Горные районы издавна привлекали туристов своей красотой, высотой и неизвестностью. В горах туристы могут заниматься альпинизмом и горными лыжами, экстремальными видами спорта. В некоторых районах открыли источники минеральных и геотермальных вод. Здесь туристов привлекает возможность подлечиться и отдохнуть. Самые знаменитые места отдыха находятся

на Кавказе и Алтае. Туризм возможен и других горах, но не для массового посещения, т.к. там не созданы условия для этого. Уникальным местом можно назвать п-ов Камчатка, т.к нигде в России нет больше долины гейзеров.

Если при различных видах отдыха соблюдаются все правила поведения в природе, то такой вид деятельности не нанесет большого вреда природе.

Б. Влияние природных условий на жизнь человека в горах.

Мы с вами выяснили, что человек ведет активную жизнь в горах.

Вопрос: Но так ли беззаботна жизнь человека в горах?

Ответ . В горах жизнь людей находится под постоянной угрозой. Чаще всего в горах происходят такие процессы как: землетрясения , сход снежных лавин, сели .

К тому же в горах люди находятся в большей изоляции, чем люди, живущие на равнинах. Горные тропы и дороги порой бывают совсем недоступны.

Вопрос: Что такое сели, снежные лавины? (Сели - водно-грязевые потоки; снежнее лавины - сход огромного количества снега с вершины горы)

Вопрос : С какими проблемами может столкнуться человек при переезде с равнинных территорий в предгорные и горные районы.

Ответ : Головокружение, изменение давления и нарушения работы сердца .

Поэтому в горах живут очень сильные и крепкие духом люди, кт. могут жить в таких суровых условиях.

4.Закрепление изученного материала.

Итак мы с вами выяснили какую хозяйственную деятельность осуществляет человек в горах и на основе ваших ответов составили карту.

Вопрос: Какие виды хозяйствен. деятельности осуществляются в горах, какие оказывают наибольшее влияние, а какие наименьшее.

Вопрос: Кому может пригодится информация нанесенная нами на контурную карту? Ответ.

  1. Туристы
  2. учащиеся школ
  3. служба МЧС
  4. экологи и др.

Вопрос : Какие горы на сегодняшний момент в наибольшей степени подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека (Кавказкие, Алтайские и Уральские горы).

Вопрос : Какие горы в наименьшей степени подвержены влиянию хоз. деят-ти человека? (горы северо-востока России, северный Урал, горы Южной Сибири и др.).

Вопрос: Северный Кавказ отличается достаточно высокой плотностью населения и многонациональным составом. Как вы думаете, почему?

Вопрос: Почему горные ландшафты являются нестабильными и неустойчивыми?

Вопрос: Какие стихийные природные явления встречаются в горах?

Задание . Нанесите на контурную карту основные виды деятельности человека в горах в России.

5.Домашнее задание.

& 34, ответить на вопросы 1-3(устно)

заполнение контурной карты до конца, стр. 8-9.


1. Найдите на физической карте России в атласе разные формы рельефа гор. Выпишите по 2—3 примера в тетрадь

Хребты: Черского, Верхоянский, Становой

Нагорья: Становое, Чукотское, Колымское

Горные системы: Урал, Алтай, Саян

2. Найдите на физической карте полушарий в атласе примеры гор разной высоты. Заполните таблицу

3. С помощью физической карты полушарий определите горы по их координатам

а) Горы расположены между параллелями 30° и 40° с.ш. и меридианами 10° з.д. и 10° в.д.

Материк: Евразия

Название гор: Пиренеи

б) Горы расположены между параллелями 40° и 50° с.ш. и меридианами 70° и 100° в.д.

Материк: Евразия

Название гор: Тянь-Шань

4. Используя физическую карту России в атласе, составьте сравнительную характеристику гор. Заполните таблицу

5. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в горах

Жизнь и деятельность человека в горах связана с более тяжелыми природными условиями. В горах человек добывает полезные ископаемые, заготавливает древесину. Также в горных районах люди выпасают домашних животных: овец, крупный рогатый скот. В некоторых районах субтропического пояса выращивают чай, джут, рис. Также в горах развивается туризм.

6. Докажите, что горы влияют на живую и неживую природу

Изменение компонентов природы с высотой называется высотной поясностью. В результате подъема снижается температура воздуха, атмосферное давление, количество кислорода в воздухе. В результате этого будет изменятся растительный и животный мир. Чем горы выше, тем поясов будет больше. Также горы влияют и на неживую природу. Под воздействием низких температур, ветров, горные породы разрушаются.

7. Используя различные источники информации, расскажите, какие стихийные природные явления могут происходить в горах?

В горах могут происходить стихийные явления, связанные с внутренними и внешними силами. Внутренние - землетрясения и извержения вулканов.

Внешние - оползни, обвалы, сели, лавины.

Как они влияют на жизнь человека и природы?

Влияние их отрицательное, потому что при этом происходит разрушения, гибнут люди.

В каких районах Земли в последние годы произошли наиболее разрушительные явления в горах?

Эти явления в горах происходят очень часто. Например, только в апреле 2014 года - несколько землетрясений в Андах силой до 8 баллов, возобновил деятельность эквадорский вулкан Тунгурауа, землетрясение в Японии силой 5 баллов.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost