12.03.2024

Марс, бог войны (Рим). Бог войны марс Щит бога марса


Марс

Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон( , Марс и ).

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов , а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима.

Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя , а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу; самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.

Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с и . Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва, а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

Священными животными Марса считались волк и дятел.

Марс (так называли его у римлян, у греков – Apec) – кровожадный бог войны. В Древней Греции он не был особенно почитаемым и лишь в воинственной Спарте имел некоторое значение. Однако римляне установили торжественный его культ. К характеру и мягким мирным нравам эллинов более подходил тип Афины Паллады . Эта богиня олицетворяет правильную войну, ведомую за правое дело или в защиту угнетенных. Марс же – воплощение кровожадности и ужасов войны: он не разбирает, на чьей стороне справедливость, и старается только увеличить число жертв и усилить смятение.

Мифы Древней Греции. Арес (Марс)

По странной случайности, древние искусства никогда не изображали этого бога сражающимся, а всегда в мирной позе, как бы отдыхающим после битв. Иногда, подобно Афине-Минерве , он держит на руке статую Ники (Победы) и оливковую ветвь. Чаще же всего Марс изображается с блестящим шлемом на голове и с мечом или копьем в руке. У греков очень редко встречаются отдельные статуи Марса, и только скульптор Алкмен Афинский изваял наконец настоящий тип бога войны, послуживший потом прототипом для всех последующих изображений Марса. Он изображен на статуе Алкмена статным, сильным мужем, с короткими вьющимися волосами и с мрачной думой на челе. Отличительные признаки этого бога – щит, копье, оливковая ветвь, волк и дятел.

Сохранилось немало памятников искусства, изображающих союз Марса и богини любви Венеры , которые в древности считались супругами. Рубенс написал на эту тему две прекрасные картины; одна из них находится в музее во Флоренции.

Купание Венеры и Марса. Художник Джулио Романо, 1526-1528

Марс принимал деятельное участие в войне богов с гигантами , он победил нескольких из них, но в свою очередь был взят в плен великанами Отом и Эфиальтом, которые держали его в оковах тринадцать месяцев. Группа скульптора Флаксмена изображает скованного бога, охраняемого великанами.

Грубого Марса могла только победить богиня красоты Венера. Союз войны с любовью, силы с красотою отвечал вполне греческому духу, и от союза Марса с Венерой родились дочь Гармония и Эрот (у римлян – Амур), бог любви.

Римские художники чаще и охотнее всего изображали Марса, поддававшегося обаянию богини красоты. На многих картинах этим богам приданы черты царствовавших в то время цезарей и их жен. Из новейших произведений пользуется большою известностью картина Пуссена в Лувре.

Марс, бывший, согласно мифам, противником греков во время Троянской войны , был ранен там на поле боя Диомедом . Дротик, пущенный этим греческим героем, был направлен Афиной в Марса. Почувствовав сильную боль, бог войны испустил крик, подобный воинственному крику тысяч сражающихся воинов, и отправился к Юпитеру жаловаться на Афину. Но повелитель богов принял его весьма немилостиво, говоря: «Непостоянный и кровожадный бог, перестань беспокоить меня своими жалобами; из всех жителей Олимпа я тебя одного ненавижу, ты любишь только распри, войну и убийство. Ты унаследовал строптивый и неуживчивый характер твоей матери Геры , которую я не всегда могу заставить повиноваться моей воле. Страдание, испытываемое тобою теперь, – только плоды ее советов». В Лувре находится небольшая картина Давида , изображающая Диомеда, только что бросившего дротик, и Марса, раненого, покрытого кровью.

Культ Марса был очень распространен среди римлян. Полководцы, отправляясь на войну, шли в храм этого бога просить его помощи против врагов; они дотрагивались до его щита и копья, повешенных над жертвенным алтарем, и громко произносили «Бодрствуй, Марс!» Особенные жрецы – салии («плясуны» или «пляшущие»), учрежденные Нумой Помпилием , исполняли в этих храмах разные обряды, охраняли анцилии (щиты) и устраивали торжественные процессии по городу, сопровождаемые пляской и пением. Согласно преданиям, во время страшной чумы, опустошавшей Рим, с неба упал щит, и чума прекратилась после того, как этот щит (анцилия) был торжественно обнесен вокруг города. Тогда по его образцу было изготовлено еще 11 щитов, которые раз в году, во время праздников в честь Марса, обносились вокруг города салийскими жрецами.

Обыкновенной спутницей Марса была Беллона – олицетворение кровавого боя, она управляла колесницей бога. Ее сопровождала целая свита: Страх (Фобос ), Бегство, Ужас (Деймос ) и Распря, которая способствовала гибели Трои , бросив среди богинь золотое яблоко (яблоко раздора). В древнем искусстве встречаются весьма редко изображения Беллоны, и только в последние времена ее часто изображали на батальных и декоративных картинах.

МАРС (бог войны) МАРС (бог войны)

МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)) , Марс, Квирин (см. КВИРИН) ). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а также позднее и войны.
Ему был посвящен месяц март - первый месяц древнего италийского календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, животные: волк, конь, бык, дятел (они вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений; обряд «священной весны»). Марс - очистительный бог, бог люстраций (см. ЛЮСТРАЦИИ (обряды)) : к нему взывал земледелец о плодородии угодий, семьи, скота и рабов, арвальские братья (см. АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ) при обряде люстраций Рима, вооруженные граждане Рима, собиравшиеся на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)) (здесь, вне городских стен был храм Марса, так как вооруженное войско в городской черте не должно было появляться). В жертву Марсу в лесу приносился бык (поэтому он иногда отождествлялся с Сильваном (см. СИЛЬВАН) , которому приносились такие же жертвы). Марс считался отцом Ромула (см. РОМУЛ) и Рема (см. РЕМ (в Риме)) - основателей Рима, поэтому он почитался как хранитель города. Марсово копье находилось в жилище древних царей - регии, там же помещались двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба, а остальные щиты были точной копией, изготовленной по приказу царя Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ) , чтобы гипотетический злоумышленник не мог распознать и повредить подлинный. Копьем и щитом Марса потрясал полководец, уходя на войну, взывая к божеству. Хранителем этих реликвий была коллегия салиев (см. САЛИИ) . Когда военные действия заканчивались, устраивались конные состязания, и в жертву Марсу приносился конь из победившей квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода ее помещали либо в регии, либо на башне Мамилия в Субуре, украсив спелыми колосьями. Кровь коня собиралась и сохранялась в регии и в храме Весты (см. ВЕСТА (в мифологии)) : считалось, что она имеет очистительную силу.
В позднейший период функции Марса как бога-хранителя общины Рима, отошли на второй план, он стал считаться тождественным греческому Аресу (см. АРЕС) , однако в основном в римской поэзии, которая активно разрабатывала греческие сюжеты об Аресе, Гефесте и Венере. С Марсом же отождествлялись и главные боги племен, с которыми сталкивались римляне, давая местным богам имя Марса с добавлением местных эпитетов (например, Марс Тингс у германцев на Рейне). Император Август (см. АВГУСТ (император)) поместил храм Марса-мстителя в центре форума в благодарность за победу над убийцами Цезаря.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МАРС (бог войны)" в других словарях:

    Боги войны эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. Почтовая марка СССР 1945 года Артиллерия бог войны! Содержание 1 Мифологический сюжет … Википедия

    Статуя бога войны Марса (Бранденбургские ворота, Берлин) Марс(Маворс, Мармар, Марспитер, лат. Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs). В римской мифолигии Марс один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально… … Википедия

    БОГ ВОЙНЫ - Памятник А. В. Суворову. Скульптор М. И. Козловский изобразил полководца в античных одеждах, в виде бога войны Марса. Ср.: МАРС РОССИЙСКИЙ, ПАМЯТНИК ДИКАРЮ БЕЗ ШТАНОВ, ПАМЯТНИК ТРЕХ РУБЛЕЙ … Словарь Петербуржца

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (

В мифологии, как ни в чем другом, выражается то, какие приоритеты имеет конкретный народ в своей духовной жизни. Например, у скандинавов бог войны - не только самый главный среди всех богов, но и самый высокоморальный среди всех высших существ. Он даже пожертвовал свой глаз для того, чтобы мир стоял. Бог же земледелия и торговцев - это хитрец и юла. Постоянно попадает в двусмысленные ситуации и отказывается от сражений.

Зеркало приоритетов

Марс, войны, никак не тянет на то, чтобы быть самым главным среди небесного божественного пантеона, потому что он слишком жесток и не умеет прощать никому. Римляне тонко подметили то, как меняются личности, когда начинают профессионально убивать себе подобных. Остервенение - вот какая самая главная черта характера их бога войны. Может, поэтому его и женило сознание народа на богине любви Венере, легкомысленной и ветреной. Это две крайности, которые дополняют друг друга. Народ римский чтил его, но не очень ревностно, потому что ничего животворящего война никогда не приносила. К могучему Юпитеру за помощью обращаться было как бы не по чину, поэтому они обращались к колченогому Пану. И тот понимал их, потому что взращивал жизнь и дружил с ларами и пенатами.

Вокруг него одни враги

Высшая божественная семейка римского народа была довольно сварливым сборищем. Меркурий сегодня дружен с Гефестом, а завтра найдет простого смертного - и давай его подначивать, чтобы тот наговорил дерзостей богу-кузнецу подземного огня. И подобные истории случались с каждым из богов, даже с Юпитером. Но это так понятно! Это так по-человечески...

И только бог Марс погружен в одну неотступную мысль - с кем бы сразиться и пролить кровь. Он даже на любовь с Венерой не разменивается. Его закаменелое сердце не подвластно стрелам Амура, шаловливого божка. Это страшит. Но мудрость способна остановить бога войны Марса. Под Троей во времена, когда он еще назывался Аресом, Афина остановила его, направив в грудь ему копье рукой Ахилла. И пролилась божественная кровь от руки героя. Но война продолжилась, потому что раненого тут же пригласили за стол Юпитера испить нектара. Поднесли чашу с ним. человечества - проливать человеческую кровь.

Народ, который половину древнего мира подчинил римскому орлу и постоянно рассылал во все стороны света медные легионы, божеству даже жертв не приносил. Считалось, что Марс (бог войны) сам себе находит жертвы в достаточных количествах. Это Пана нужно ублажать и приносить на его пенек краюху пресного хлеба и козье молоко, чтобы он свое лесное царство не насылал на обработанные поля.

Не очень древняя древность

А ведь древний бог войны не такой уж и древний! Ему никак не более 5 тысяч лет. У древних шумеров и египтян его не было. У еще более древних трипольских ариев грозный Громовержец надевал шлем лишь тогда, когда его лицо омрачалось и трепетала крыльями Обида. Тогда он призывал свою дочь Славу и говорил ей: «Иду в убийствах дело правое вершить» (из древнего гимна воина). Т. е. большинство древних народов в войне особой доблести не видели.

Марса выделили как отдельную божественную сущность тогда, когда начали образовываться государственные структуры. Но первоначальное понимание сущности войны так и не было до конца изгнано из умов народов силами «государственной необходимости». И даже архангел Михаил, ремейк древнего образа Светогора (свет горний, высший), не является профессиональным воином.

Без особых доблестей

Античные греки и римляне выделили Марса как бога войны, но не наделили его ни привлекательными чертами характера, ни особенными доблестями. Лишь у некоторых народов бог Марс представлялся вершиной таинственных иерархий, которые управляют миром. Эти народы можно перечислить на пальцах одной руки - монголы, древние евреи, папуасы из Папуа - Новой Гвинеи, скандинавы. Даже воинственное догонов, мужчины которого или спали, или воевали, своего бога войны в образе Змея держали подальше от своих жилищ - в пещере, чтобы он света белого не видел и не пожрал его.

Бог Марс пытается поссориться с Богом Фебом

Представляется рассказывающая, как видел мир Марс. Мифология римлян дает ясное представление о том, как зарождается война и какими средствами ее нужно предотвращать. В ссоре, в войне истины нет. Она в войне исчезает. И воин лишь тогда достоин своего высокого имени, когда он не является бездушным орудием Зла.

На одном из пиров богов светлый Феб начал удивлять всех своими творческими способностями. Он оживил посох Юпитера, украсив его листками мирта, его жене Юноне подарил вместо золотой короны, которая была изготовлена Гефестом в виде двух сплетенных змей с рубиновыми глазами, а вместо змей - двух живых птиц. Сам божественный кузнец, повелитель подземных огней, пришел в восторг и начал расхваливать творческие способности светлого бога солнца, признавая то, что подземные силы могучи, но они не имеют живой красоты.

Только один бог Марс оставался мрачным на веселом пиршестве, над которым царили мир и спокойствие. И вдруг он поднялся со своего места - широкий и могучий, и заслонил изящную фигуру Феба перед Юпитером. Он сказал: «А способен ли он защитить от меня все созданные им красоты?» и достал тяжелый меч. Все притихли. Но засмеялся светлый Феб. В руке его оказалась лира, он вышел из-за спины грозного бога и заиграл. Мгновенно рассеялись грозные тучи ссоры, а тяжелый меч Марса от звуков музыки превратился в Бросил древний бог войны посох на пол, но тот, железно звякнув, остановился у ног игравшего на лире светлого Феба.

Мораль данной мифологической притчи проста и в разъяснениях не нуждается.

Как нужно встречать Марса?

Когда с войной стучатся в дверь, то двери ей открывают добрые люди, чтобы война сама их не открыла. Так говорили И были правы. Римляне выразились еще жестче и точнее: «Кто хочет мира, тот готовится к войне». Хорошо это или плохо, но таковы реалии нашей жизни.

Те, которые молятся богу войны, бедствуют от неспособности создавать свои миры. Это происходит от скудости фантазии и отсутствия трудолюбия. Но и в войне они остаются такими же неспособными, как и в мире. И их остервенение страшно лишь тем, кто не вооружен. Недаром говорил Сципион, древнеримский полководец: «Лучшие солдаты - это крестьяне, потому что они упорные. А воинственные на войне мне не нужны».

В древней мифологии Рима великий Бог Марс занимает одно из почетных мест. Он славился надежным, преданным защитником и покровителем Римской империи. Он был почитаем как бесстрашный и справедливый воин, как храбрый рыцарь, ведущий свою армию против врагов Рима.

В древние времена в Италии он был в составе триады богов, которые являлись родоначальниками римского пантеона (Юпитер, Бог Марс, Квирин). Будучи божеством военных сражений, Марс готов был отдать всю свою мощь, чтобы сохранить мир и славу великой империи. Марс считается эквивалентом хитрого и злого Бога Ареса в Древней Греции.

Пантеон богов - как почетное место Бога Марса

Архаическая Триада божественного пантеона Рима славится своей силой и величественностью. Бог Марс является одним из выдающихся персонажей на этом поприще. Во главе господствует Бог Юпитер, который является грозным правителем небес, грома и молний, свирепых бурь и гроз. Он отождествляется с греческим Зевсом, который страшен в своем гневе и начинает метать молнии. Следующее почетное месте занимает Квирин, дающий свет от лучей солнца. По утрам по его воле открывались небесные врата и появлялось небесное светило, вечерами Квирин закрывал врата на засовы.

Далее следовал Бог Марс, и хотя жители Рима отдавали Марсу третье место, именно он сохранил свой прообраз наиболее ярче, чем остальные божества. Римляне поклонялись Марсу, веря, что он несет с собой победы в битвах и длительных войнах, наделяет армию духом храбрости и бесстрашия, хранит мир в Римской империи и славит ее. Нередко можно встретить источники, где Марс представлен кровожадным и бесчестным Богом Войны, которому все равно на чьей стороне правда, его целью были многочисленные жертвы, кровь и смятения. Но как бы ни было, его сила направлялась прежде всего на обеспечение мира и единства. Под руководством его мужской агрессии проводились великие войны, которые при идеальном раскладе, должны были гарантировать безопасность и мир.

Бог сражений и весеннего равноденствия

Римляне, отличавшиеся от большинства народов своими воинственными качествами, преклонялись перед яростным и могущественным Марсом, считая его отцом и родоначальником империи. Название первого весеннего месяца было дано римлянами в честь этого великого бога - Латинский Мартиус (месяц Март). Начало весны считалось особо насыщенным периодом, когда проводилось множество фестивалей в подготовке к новым битвам и войнам. Особое внимание уделялось турнирам с участием коней, так как эти животные являлись единственными помощниками в любом сражении.

В мифологии древнего Рима, Бог Марс выполнял и более безобидные функции, нежели военные действия. Он считался божеством плодородия и сельского хозяйства, защитником земель, растительности, окружающей природы. От него зависело каким будет урожай и на сколько здоровым будет скот и будущий приплод. Или наоборот, в его власти было спалить все засеянные поля и погубить всех животных. Ему поклонялась не только солдаты, но и обычные крестьяне, приносившие ему различные жертвоприношения надеясь на богатый урожай. Марс был связан с дикими лесами, неизведанными людьми местами. Возможно эта дикость данная ему как богу природы, создала его отдельно от мира и людей за пределами всех условностей, и трансформировалась в необузданную силу, которую надо усмирять и подчинять.

Рождение

Родителями Марса считаются Юнона и Юпитер. Существует удивительная версия о его рождении, рассказанная римским поэтом Овидием: по его словам Юнона завидовала Минерве, дочери Юпитера, потому что в своем зачатии она появилась без участия женщины. И Юнона тоже захотела родить ребенка без помощи мужчины. Флора, богиня растительности, дала ей волшебный цветок, и лишь коснувшись этого цветка Юнона забеременела богом Марсом. Именно поэтому, изначально, он считается аграрным богом, покровителем растений, природы и диких лесов.

Миф о Марсе и богине Нерио

Как-то раз Марсу приглянулась богиня Минерва, которая олицетворяла мудрость и красоту, любовь и искусство. Марса смутило и застигло в врасплох собственное чувством любви, и он не знал как поведать богине о своей симпатии. Он попросил помощи у богини Анны Перенне, известной как покровительница нового года. Анна должна была выступать свахой в амурных делах Марса, но из этого ничего не получилось, и Минерва ответила отказом грозному Марсу. Но богини решили на этом не останавливаться и захотели разыграть Марса.

Анна сообщила ему, что Минерва ответила взаимностью на его чувства и ждет на свидании. Довольный и обрадованный Марс помчался к возлюбленной на «крыльях любви». Прибыв к месту встречи, он увидел сидевшую женщину с головы до ног закутанную в длинное платье. Отодвинув палаток с ее лица он в ужасе отскочил от женщины: перед ним предстала старая Анна Перенна. Эту шутку еще долго вспоминали боги Римской Империи и смеялись над доверчивостью грозного бога, которого обвели вокруг пальца. В итоге Марс выбрал себе в жёны богиню Нерио, которую судя по легенде ему пришлось похитить. Нерио была богиней храбрости, женской силы, смелости и отваги. Марс нисколько не пожалел о своём выборе, так как супруга была ему преданной спутницей и присутствовала с ним на всех сражениях.

Рем и Ромул

У великого Марса имелось двое сыновей - близнецы Рем и Ромул. Их матерью была Рея Сильвия - служившая богине Весте в качестве жрицы-весталки. Она была девственницей, так как дала обет безбрачия и хранила целомудрие, чтобы охранять магический огонь. В один из дней Рея отправилась за водой для проведения обряда. На пути ей встретился огромный волк, девушка укрылась в пещере и оставалась там до наступления темноты. Неожиданно перед ней предстал бог Марс и Рея забеременела.

Она родила мальчиков близнецов - Рема и Ромула. Весталку ждало суровое наказание, так как она нарушила обет, и ни один из богов не встал на ее сторону. Рея объясняла, что стала жертвой насилия со стороны Марса, но и это её не спасло. В итоге она была казнена, а родившихся близнецов положили в ящик и бросили в бурные воды реки Тибр. Проплыв немалое расстояние ящик пристал к одному из берегов реки, разбился об него и мальчики оказались на суше. Вскоре их нашел волк, принес в свою стаю и они были вскормлены молоком волчицы и росли с волчатами. Когда близнецы выросли в крепких юношей, они решили построить свой город и начали свой замысел с поиска подходящей территории. Но каждому из них нравились разные места и они не могли прийти к компромиссу. Между ними возник серьезный спор и Ромул убил Рема. После, он долго сожалел о своем поступке, и когда все-таки воздвиг город, то дал ему название Rome (Рим), в честь убитого близнеца.

Храм Марса

После того, как Рим основался сыном бога Марса, Ромулом, основная территория города стала называться Марсовым Полем. Это место служило для военных учений, тренировок, для проведения гражданских митингов. Центр поля занимал величественный храм воздвигнутый в честь великого Марса. К служителям храма относились люди только из благородных и богатых семей. Согласно легенде, в первый весенний день к ногам второго царя Рима, Нума Помпилия, с небес упал огромный щит. Жители города восприняли этот знак, как благословение богов, и щит стал священным артефактом олицетворяющим непобедимую римскую армию.

Во избежание кражи щита служители выплавили из металла еще таких же 11 штук. Таким способом было задумано запутать любого, кто решится похитить священный щит. В первый день весны, во время праздничного фестиваля в честь бога Марса, щиты выносились служителями наружу и повозка развозила их по всему городу, показывая римлянам священный символ.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost