13.04.2024

Трудные упражнения по орфографии. Задания для проверки орфографической и пунктуационной грамотности


Орфография

Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

без...мянная речка

по...ск из...сканные манеры

роз...ск небез...звестный поэт

пед...нститут меж...нститутские спортив-

контр...гра ные соревнования

без...сходность без...нициативный человек

с...грать в шахматы пред...дущее изложение

по...грать в мяч пред...стория человечества

под...тожить сделанное меж...мпериалистические

по...скать книгу противоречия

без...дейное произведение

без...скусное повествование

раз...грать партию в шахматы сибирский при...ск

провести полит...формацию

транс...ранская магистраль

пред...юньские события

Орфография

Буквы о-е-ё после шипящих

КАРТОЧКА N 6.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник,

ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный,

ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,

пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый,

моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка,

свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.

падеж кирпич продажа плащ

рубеж меч борщ межа

плач свеча пейзаж дача

Орфография.

Карточка № 1

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Орфография

Правописание Е-ё-О после шипящих

    Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш...нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

    Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

Орфография.

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

Орфография.

Безударные гласные в корне слова

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

Пунктуация

Запятая при обращении

Расставьте нужные знаки препинания.

1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

2) Вы откуда будете молодые люди?

3) Тебя ль я вижу милый друг?

4) Отпусти меня родная на простор широкий.

5) Опять я ваш о юные друзья!

6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пунктуация

Знаки препинания при прямой речи

Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2) Дождь пойдет возразил Калиныч

3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Орфография

5класс

Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра(не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)(не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

Орфография.

5 класс

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

Орфография

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?.) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.

Эта работа представлена в качестве проверочного диктанта с грамматическим заданием. Её можно использовать для проверки орфографических и пунктуационных знаний учащихся 7 (конец учебного года) -8 (1 четверть) классов. Она может быть использована в качестве домашней или проверочной работы. Состоит из текста, в котором необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания , а также объяснить их постановку. Все использованные в тексте орфограммы и пунктограммы изучены учащимися в 5-7 классах. К тексту прилагается следующее грамматическое задание:

1) Выполнить полный синтаксический разбор выделенных предложений.

2) Выполнить разбор слов по составу, подобрать однокоренные слова.

Просмотр содержимого документа
«ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ ДЛЯ 8 КЛАССА "ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА КУРС 5-7 КЛАССОВ"»

Подготовительный диктант.

Выполните задания к тексту:

    Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте и объясните орфограммы; где это необходимо, подберите проверочные слова.

    Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (обозначьте грамматические основы, однородные члены предложений, причастные и деепричастные обороты и т.п.)

    Выполните полный синтаксический разбор выделенных предложений.

Предложение для синтаксического разбора выделено зелёным цветом.

    Выполните разбор слов по составу, подберите однокоренные слова, в однокоренных словах обозначьте корень. Слова для разбора по составу выделены синим цветом.

Помню застигнувшую нас в дороге гр…зу.

Я с…дел с матерью в деревя…ом сарае под с…л…ме(н/нн)ой крышей. В открытых, мутных от пр…л…вного дождя во­ротах голубыми з…гзагами полыхала молния. Тор…плив… кр…стилась мать крепко пр…жимая меня к груди.

Я пр(и/е)­слуш…вался к шуму дождя к тяжким р…скатам грома к ра(з/с)д(и/е)равшему слух треску ударов к бе(с/з)покойн…му шур­шанию мышей в овся…ой с…ломе.

Поднявшись мы увид…ли в в…ротах (а/о)лмазную сетку дождя а скво(з/с)ь пр…зрач…ные капли уже сияло перел…ва­ясь лучами радос…ное летн…е со…нце.

Отец запряг лоснивш…хся от дождя напуга…ых гр…­зой лош…дей (не)терп…ливо и бе…покойно переступавших ногами. Ещё веселей пок…залась обсаже…ая берёзками и (о/а)мытая дождём дорога. (Много)цветная радуга в…села (над)лугом яркое со…нце бл…стело на спинах бодро бе­жавших лош…дей. Я сидел рядом с отцом гл…дел на бл…стевшую лужами изв…вающуюся (в)переди дорогу на ух…дившую темную, осв…щё…ую со…нцем и всё ещё грозную тучу на стол(б/п) белого дыма подн…мавш…гося (в)дал…ке над за(ж/жж)ё…ым гр…зою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывш…мся мне умыт…м, чудес…ном солнеч…ном мире.

Class="clearfix">

Если есть необходимость узнать, на какие именно правила орфографии и пунктуации вы допускаете ошибки, предлагаем вам выполнить специальные задания и провести самопроверку своего результата.

Работу можно выполнить двумя способами:

а) написать текст, предложения и слова под диктовку;

б) распечатать задание и выполнить его: списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки (то есть выбирая или слитное, или раздельное, или дефисное написание).

I. В т_ёжн_м (1; 3) междуреч_ (2;4) ра_пол_жился (6;7) лагерь развед_вательной (8) буровой бр_гады (1) Алексея Миронова. (Не)сколько (9) п_латок (1) на только что ра_корч_ва_ой (6; 12; 14) и выр_вне_ой (7; 14) пл_щадк_ (1; 4) дли_ый (13) (свеже)оструга_ый (15; 14) стол зак_пч__ое (1; 12; 14) а_юмин_вое (16; 1) ведро над костром. А рядом вышка и до_атый (7) домик к_нторы (1) где уст_новили (1) рац_ю (31) пр_сп_собили (17; 1) для об_грева (32) железный боч_нок (18) из(под) (19) сож_ё_ого (16; 14) в пути г_рючего (7).

Место выбра_ое (14) для лагеря (н_)чем (9) (н_)отл_чалось (10; 1) от десятков таких(же) (20) ст_янок (1) в таких(же) (20) диких (не)хоже_ых (11; 14) местах. Плыли сюда (Мм)ироновцы (33) на сам_ходной (15) плоск_до_ой (15; 13) барж_.(4) Плыли (не)сколько (9) дней пр_одол_вая (17; 26) бе_чётные (6; 16) мели застр_вая (26) на песча_ых (13) перекатах. Высаж_вались (8) на берег чтобы облегчить плоск_донку (15) и обе_иле_ые (16; 14) валились на дыш_щий (27) вековым хол_дом (1) мох. Если бы выпр_мить (1) все затейл_вые (21) петли реки получилось бы к_лометров (1) полтораст_ (22) до посёлка развед_иков (23). Там остались сем_и (2) там в ра_ий (13) час гост_приимно (15) ра_крывают_ся (6; 34) двери столовой там (по)минутно (25) стрекоч_т (5) верт_лёты (15) пр_целиваясь (17) к утрамбова_ой (14) площадк_ (4) перед прод_вольстве_ым (1; 13) складом. У горстки людей оторва_ых (14) от всего этого было такое чу_ство (24) что они давно ра_тались (16) с домом и (не)извес_но (35; 24) когда снов_ (25) увид_т (5) рубле_ые (14) давно (не)краше_ые (11; 14) дом_ки (36), а_уратно (16) ра_тавле_ые (16; 14) (в)доль (25) улицы.

II. 1) Видел Егорушка как мало(помалу) (15) темнело небо и опускалась на землю мгла.

2) Когда ночь перел_милась (1) небо пот_ряло (1) б_рхатист_ю (1; 3) черноту и далеко из(за) (19) реки послышались петухи.

3) Ночью люди спали как попало валяясь прямо на грудах угля и задыхаясь в тёплом и влажном как в оранжерее воздухе.

4) По мнению здешних учёных этот провал (н_)что (9) иное как угасший кратер.

5) Здравый смысл твёрдость и свобода г_рячее (7) участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней.

6) Иногда летом на даче он сам писал красками п_йзажи (1) и ему казалось что у него много вкуса и что если б он учился то из него пожалуй вышел бы хороший художник.

III. Каза_кий (21), ан_логичный (1), больш_нство (36), опас_ность (24), завис_ть (26), следу_щий (27), гости_ый (13) двор, праз_ный (24), бе_пр_ста_о (6; 17; 37), труже_ик (28), реш_тка (29), при_ти, пр_емстве_ость (17; 28), (пол)литра (30), (бледно)с_реневый (15; 1), ра_чёт (6; 16), бе_сч_тный (6; 16; 29), реч_нка (18).

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ И ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАММ И ПУНКТОГРАММ

Сравните ваш текст с образцовым, найдите и выделите ошибки. По номеру, указанному в скобках, вы сможете определить, на какие именно орфограммы и пунктограммы вы допустили ошибки, и составить индивидуальную программу совершенствования своей грамотности. Номера орфограмм указаны в исходном тексте, номера пунктограмм – в образцовом .

I. В таёжном междуречье расположился лагерь разведывательной буровой бригады Алексея Миронова. Несколько палаток на только что раскорчёванной (38) и выровненной площадке, (38) длинный (39) свежеоструганный стол, (38) закопчённое (39) алюминиевое ведро над костром. А рядом вышка и дощатый домик конторы, (40) где установили рацию, (40) приспособили для обогрева железный бочонок из-под (41) сожжённого в пути (41) горючего.

Место, (41) выбранное для лагеря, (41) ничем не отличалось от десятков таких же стоянок в таких же диких, (39) нехоженых местах. Плыли сюда мироновцы на самоходной (39) плоскодонной барже. Плыли несколько дней, (42) преодолевая бессчётные мели, (42) застревая на песчаных перекатах. Высаживались на берег, (40) чтобы облегчить плоскодонку, (40) и, (42) обессиленные, (42) валились на (41) дышащий вековым холодом (41) мох. Если бы выпрямить все затейливые петли реки, (40) получилось бы километров полтораста до посёлка разведчиков. Там остались семьи, (43) там в ранний час гостеприимно раскрываются двери столовой, (43) там поминутно стрекочут вертолёты, (42) прицеливаясь к утрамбованной площадке перед продовольственным складом. У горстки людей, (41) оторванных от всего этого, (41) было такое чувство, (40) что они давно расстались с домом (40) и неизвестно когда снова увидят рубленые, (38) давно не крашенные домики, (41) аккуратно расставленные вдоль широкой улицы.

II. 1) Видел Егорушка, (40) как мало-помалу темнело небо (40) и опускалась на землю мгла.

2) Когда ночь переломилась, (44) небо потеряло бархатистую черноту (44) и далеко из-за реки послышались петухи.

3) Ночью люди спали как попало, (42) валяясь прямо на грудах угля (38) и задыхаясь в тёплом и влажном, (45) как в оранжерее, (45) воздухе.

4) По мнению здешних учёных, (46) этот провал – (47) не что иное, (48) как угасший кратер.

5) Здравый смысл, (38) твёрдость и свобода, (38) горячее участие в чужих бедах и радостях - (49) словом, (49) все её достоинства точно родились с ней.

6) Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, (50) и ему казалось, (40) что у него много вкуса и (40) что (51) если б он учился, (52) то из него, (46) пожалуй, (46) вышел бы хороший художник.

III. Казацкий, аналогичный, большинство, опасность, зависеть, следующий, гостиный двор, праздный, беспрестанно, труженик, решётка, прийти, преемственность, пол-литра, бледно-сиреневый, расчёт, бессчётный, речонка.

ОРФОГРАММЫ:

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые и не проверяемые ударением.

2. Разделительный Ь.

3. Безударные падежные окончания имён прилагательных

4. Безударные падежные окончания имён существительных.

5. Безударные личные окончания глаголов.

6. Приставки на –з, -с.

7. Буквы чередующихся гласных и согласных в корне.

8. Буквы гласных в суффиксах глаголов –ова- -ева- ыва- ива .

9. Не - ни с местоимениями.

10. Не с глаголами.

11. Не с причастиями.

12. Буквы о-ё в суффиксах причастий.

13. Н и нн в именах прилагательных.

14. Н и нн в причастиях.

15. Правописание сложных слов.

16. Удвоенные буквы согласных в корне и на стыке приставки и корня.

17. Буквы е , и в приставках пре- и при- .

18. Буквы о , ё после шипящих в суффиксах имён существительных.

19. Правописание составных предлогов.

20. Слитное и раздельное написание частицы же .

21. Правописание суффиксов имён прилагательных.

22. Правописание имён числительных.

23. Суффиксы имён существительных –чик, -щик-.

24. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.

25. Правописание наречий.

26. Буквы гласных в глагольных суффиксах.

27. Буквы гласных в суффиксах причастий.

28. Н-нн в именах существительных.

29. Буквы о-ё после шипящих в корне имён существительных.

30. Правописание приставки пол- в именах существительных.

31. Буквы ы , и после ц .

32. Буквы гласных в приставках.

33. Большая буква в именах собственных и словах, от них образованных.

34. Буквосочетания тся-ться в глаголах.

35. Не с наречиями.

36. Гласные в суффиксах имён существительных (–ек-, -ик- и др.)

37. Н-нн в наречиях.

ПУНКТОГРАММЫ

38. Запятая в предложении с однородными членами.

39. Запятая при однородных и неоднородных определениях.

40. Запятые в сложноподчинённом предложении с однородными придаточными.

41. Обособление и необособление причастного оборота.

42. Обособление деепричастного оборота и одиночных деепричастий.

43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

44. запятые в сложном предложении с общей придаточной частью.

45. Запятая при сравнительном обороте с союзом как .

46. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.

47. Тире между подлежащим и сказуемым.

48. Запятая в сочетании не кто иной, как и не что иное, как .

49. Пунктуация в предложении с однородными членами и обобщающим словом.

50. Запятая между частями сложносочинённого предложения.

51. Запятая при стечении союзов в сложноподчинённом предложении.

52. Запятая между частями сложноподчинённого предложения.

Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации , содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированные теоретические сведения, а также перечень словарных слов, используемых в тестах.

Структура документа предполагает гибкую систему корректировки предложенного материала с возможностью изменения, дополнения, удаления; комплектацию многовариантного (в зависимости от условий проведения) пакета карточек; печать сформированного пакета.

Предложенный курс включает 40 тем и рассчитан на 68 часов. Для удобства использования и экономии бумаги предполагается, что две страницы будут распечатаны на одном листе формата А4.

Ориентированное на комплексное повторение изученного в V-IX классах, предлагаемое пособие помогает закрепить, систематизировать и обобщить полученные знания. Схематично изложенные правила, упражнения, включённые в программу курса, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях.

Современные учебники русского языка для старших классов не всегда включают в себя перечень словарных слов, которые в изобилии используются в ЕГЭ, поэтому в начале года предлагаю каждому ученику список слов (систематически обновляю), из которых впоследствии формирую словарные диктанты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (040401)

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Социальная работа» и изучающих английский язык и направлено на выработку умений и навыков практич...

Вопрос №1.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать, р…внина, з…ря,соб…рать, изл…гать, бл…стательный,пл…вец, зам…рать, р…сток, соч…тание

2) . Определите виды подчинительной связи в словосочетаниях: сильный дождь, встретил впервые, портрет писателя, то дерево, начал читать, летящий шар, домик из песка, ответил другу, ваш дом, бежать быстро, поступил по- своему, серебряный шар, отвечал думая, шквал огня.

Вопрос №2.

1)

Пч…лка, крыж…вник,сожж…шь, грош…вый,плащ…м,увлеч…нный, кумач…вый, деш…вый,печ…шь, ж…сткий, зайч…нок,шапч…нка,смеш…н, общ…, молодож…ны.

2 ).Объясните наличие или отсутствие тире в простом предложении.

Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. Чтение вот лучшее учение. Слово не стрела. Но острее стрелы. Книга это источник знаний. Ласковое слово что весенний день. Знание орудие, а не цель. Она известная актриса. Жить Родине служить. Высота Эльбруса пять тысяч шесть сорок два метра. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Вопрос №3.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Бе…порядок, во…действие, ра…смотреть, и…рытый, во…полнить, бе…вкусный,ра…ломить,чре…мерный, чере…полосица,ис…кусанный,

Ни…падать, ни…вергаться,во…гордиться, ра…смешить, во…кликнуть.

2) Определите виды односоставных предложений.

Потеплело. В дверь позвонили. Люблю грозу в начале мая. Осень. Нездоровится. По дороге тащат машины. Уходим завтра в море. Ночь. Светает. Полюбуйся красотой ландышей. Пойдем в лес. Подмораживает.

Вопрос №4.

1) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Печё(н,нн)ый картофель, серебря(н,нн)ый, ю(н,нн)ый, заполне(н,нн)ы, ветре(н,нн)ый, СОБРа(н,нн)ые, вяза(н,нн)ая крючком, гуси(н,нн)ый, кожа(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый, тума(н,нн)ый,соловьи(н,нн)ый, осе(н,нн)ий, задума(н,нн)о, гли(н,нн)яный

2) определите виды сказуемых.

Он продолжает заниматься. Метель была страшная. Ветер казался тёплым. Владимир начал сильно волноваться. Девочка перестала плакать. Тюльпаны продолжают расти. Мы сидели на берегу реки. Тает мокрый снег. Нет солнца. Громко поют птицы. Он мой хороший друг.

Вопрос №5.

1) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Дыш…шь,он руб…т, они смотр…т, он та…т, стел…шь, они гон…т, он держ…т, он бре…т, он колыш…тся, они черт…т, он маж…т, слыш…мый, кол…щий, вид…щий. Терп…щий, бре…щий, чита..мая,

2)

Река глубокая и широкая протекала рядом. Горная цепь состоящая из множества хребтов видна издалека. Пушкин великий русский поэт создал много шедевров. Город залитый светом виднеется внизу. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. Мерцая поднимаются облака. Несмотря на сильный шторм корабли вышли в море. Весёлый и счастливый он светился от радости.

Вопрос №6.

    Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов:

Прилеч…, меч…, идёш…, отреж…те, свеж…, мощ…, настеж…, рубеж…, удивиш…ся, пахуч…, еш…, извлеч…, мелоч…, проч…, замуж…, горяч…

2) Определите принадлежность слова к той или иной группе (по значению, употреблению), назовите художественное средство.

Улыбаться, смеяться, хохотать; Ложь бывает доброй или злой;дипломат- дипломант;

Вече, боярин, опричник;Поляши(тетерева), летянина(дичь)

Вопрос №7.

1) . Слитно или раздельно. Объясните.

(не) выкрашенный пол, пол (не) покрашен, (не) ответив, (не) ласковый, (не) собранные заранее, (не) легко, вовсе (не) добрый, нисколько (не) злой, (не) раскрыты, (не) широкая, а узкая, (не) правда, уже (не) успевающий, (не) спрятанные от дождя.

2) .Расставить знаки препинания, объяснить.По сообщению газет эстафета отменяется. По- моему дело ясное. К счастью добавилась грусть. К счастью всё закончилось хорошо. Во- первых не спеши. Во- вторых не отвлекайся. Таким образом смысл сказанного это выработка характера.Действительно камни бывают разной твёрдости.

Вопрос №8.

1). Объясните постанову дефиса или его отсутствие.

Кое()кто, пол()арбуза, пол()года, в (пятых) ,действовать по()прежнему,

кто()нибудь,тёмно()бровый,пол()Москвы, тёмно()синий, где()либо, пол(лампы), железно()дорожный, шахматно()шашечный, как()то, чуть()чуть.

2). Расставьте знаки препинания и объясните их.

Солнце и светит и греет и ласкает. Мал золотник да дорог. На субботник вышли как взрослые так и дети. Снег лежал повсюду на дороге на крышах на деревьях. Весна пришла не только в лес но и в город. Воздух солнце и вода всё это укрепляет здоровье. Капли дождя глухо стучали или громко барабанили.

Вопрос№9.

1) .

К кому (н…) обращался Ростов, (н…)кто не мог ему ответить.

Сколько бы (н…) смотреть на море- оно (н…)когда не надоест.

Что только он (н…)делал, как (н…)старался, (н…) (с) какой стороны не мог обойти болото.

(Н…)где на небе (н…)тучки. На (н…)скольких деревьях (н…)листочка.

2) .Расставьте знаки препинания и объясните их.

Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашумел. Солнце зашло и начало смеркаться. Последние тени сливались да непроглядная мгла сгущалась. Собрание закончилось однако люди ещё долго не расходились. Птица пролетит или зверь веткой хрустнет.На небе ещё не появилась луна но можно было ещё различать дорожки сада.

Вопрос №10.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

Работать (в) иечени… двух дней, отметить неожиданные перемены (в)течении… болезни; гулять (в) продолжении… зимнего сезона, найти отражение (в0 продолжени… фильма;сказать (в) заключении…выступления, находиться (в) заключени…;(в)следствии…засузи, участвовать (в)следствии… по делу

2) Расставьте знаки препинания и объясните их.

Синцов долго не мог узнать когда пойдёт поезд на Минск. Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то теперь увидит его. Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжёлая и нам не доехать засветло до деревни. После долгих лет разлуки я снова увидел сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней детства.Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда- либо зверь тревожно нюхал воздух.

Вопрос 11.

1). Вставьте пропущенные буквы, объясните.

Размеш…нный,перекле…нный, оштукатур…нный, залив…стый, прерыв…стый, заносч…вый, бесед…вать, буш…вать, рассматр…вать, закле…вать, подсматр…вать, увид…ный, услыш…нный,говорл…вый, завид…вать.

2) . Расставьте знаки препинания и объясните их.

Река разлилась весна была дружная. Солнце ярко светит быстрые ящерицы сверкая блёстками купаются в его лучах. Настанет утро двинемся в путь. Раздался сильный шум грохотали поезда шумели паровозы. Налетает злая вьюга падает на плечи деревьев белая шаль. Любишь кататься люби саночки возить.

Вопрос №12.

1) . Определите способы образования следующих слов.

Потемнеть, соединять, ледокол, мороженое (вкусное), книжонка, поэт- классик, тоненькая, собеседник, морозец, востребовать, развитие, отказ, поныне, разработка, прошептал, по- своему, указ.

2) .Выполнить морфологический разбор существительного и прилагательного.

С другом. Тёплым (днём).

Вопрос №13.

1)

В ПОТЕМНЕВШ…М ВОЗДУХ…, ИЗ ЗЕЛЕНЕЮЩ…Й РОЩ…, В ПОТУХШ…М ПЛАМЕН…, ПО осенн…й алле…, светящ…мся фонарём, дымящ…юся даль, на почерневш…м пол…, в серебрящ…мся инее…, в трудн…й ситуации…, в открывш…мся планетарии…, о неприятн…й фальш…, о любящ…м друг…, на алеющ…м знамен…

2 )Определить типы речи.

Вопрос №14.

1) Выполнить морфологический разбор глагола.

(туман) стелется

2). Определить стили речи.


© 2024
drozdpost.ru - Строительный портал - Drozdpost